Нас беспокоит, что конструкция стабильности, выстроенная после Второй мировой войны, даёт крен.
Ряд стран, посчитавших себя победителями в холодной войне, пытаются навязывать свою волю другим.
Они произвольно трактуют базовые нормы международного права, широко применяют двойные стандарты, бесцеремонно вмешиваются во внутренние дела суверенных государств, в том числе с применением силы.
Феномен «цветных революций» продолжает развиваться и приобретает глобальный характер. Именно об этом мы предупреждали на прошлой Московской конференции.
Попытки организации так называемой революции зонтиков в Гонконге, расшатывания обстановки в Венесуэле – всё это звенья той же самой цепи.
И, разумеется, крупнейшая трагедия в череде «цветных революций» – Украина.
Здесь особо подчеркну, что в стремлении привлечь Киев в свою орбиту США и их ближайшие союзники перешли все мыслимые «черты», что не могло не вызвать нашей реакции. В результате антиконституционной смены власти страна была ввергнута в гражданскую войну.
В качестве ответа на такие события народ Крыма подавляющим большинством сделал свой законный выбор в пользу возвращения в Россию. При этом реализовал законное закрепленное в ст.1 Устава ООН право наций на самоопределение.
Предлагаю вдуматься в то, что произошло на Украине. Крым мирным путем, без единого выстрела принял решение связать свою дальнейшую судьбу с Россией.
В то же время силовое насаждение «европейского выбора» Киевом уже унесло жизни более 6 тыс. человек! Сколько ещё нужно жертв, чтобы заставить украинцев на юго-востоке страны почувствовать себя «европейцами»?
В последнее время западные партнеры гневно обвиняют Россию в «попрании» европейских границ, якобы первом со времен Второй мировой войны. Их память коротка. Видимо, присвоенный себе образ «миротворцев» не позволяет вспомнить о варварских бомбежках и планомерном расчленении Югославии. Эта страна стала лабораторией для Запада по разработке средств и методов развала суверенного государства.
Особенно иезуитски, без каких-либо народных волеизъявлений и уважения к международному праву был устроен выход Косово из состава Сербии.
Затем последовало военное вторжение западного альянса в Ирак в 2003 году и бомбардировки Ливии в 2011 году, в результате которых были разрушены государства и на долгие годы дестабилизированы целые регионы. Поэтому вряд ли у сегодняшних ярых критиков действий России в Крыму есть моральное право обвинять нас в нарушении норм международного права.
Кризисная ситуация сложилась в отношениях России и стран Европы.
Не удаётся создать единое пространство мира, безопасности и стабильности в Евро-Атлантике. Выдвинутая нашей страной идея заключения Договора о европейской безопасности не поддерживается.
Вместо этого продолжают навязываться отжившие свой век схемы Договора об обычных вооружённых силах в Европе. А другие соглашения, призванные укреплять доверие в военной области между европейскими государствами – Венский документ и Договор по открытому небу, – не выполняют своего предназначения.
Доверие, в которое мы долгие годы инвестировали усилия и инициативы, подорвано. С нами стали разговаривать языком санкций.
Обострилась информационная война, в которой ложь и клевета в отношении нашей страны и её Вооружённых Сил стали обыденным делом.
В средствах массовой информации многие европейские государства раскручивают тезисы о необходимости сдерживания России, «росте российской военной угрозы», которая якобы требует «неотложной реакции» НАТО.
Предпринимаются попытки втянуть в антироссийскую кампанию страны Азии и Латинской Америки.
В качестве самоцели некоторыми западными странами объявлена «международная изоляция» нашей страны. Тезис предельно прост: либо вы с нами в борьбе с Россией, либо вы против нас.
Заметно активизировались попытки стран НАТО, в первую очередь США, усилить влияние на постсоветском пространстве. Для достижения своих интересов Вашингтон и его ближайшие союзники используют разнообразный набор средств – посулы выгодных инвестиций, гранты, безвозмездную военно-техническую помощь.
Обвиняя Россию в «аннексии» Крыма и вмешательстве в украинские дела, западные эмиссары пугают наших соседей и партнёров, что те будут следующими «жертвами агрессии Москвы».
Главная цель – оторвать от России государства, связанные с ней культурной и исторической связью.
«Всепогодный» механизм Совета Россия-НАТО не работает из-за односторонних решений блока о замораживании контактов с Россией. Взаимодействие между военными не осуществляется.
Альянс отбросил пропагандистские клише прошлых лет о своей нацеленности на сотрудничество с Россией. Страны НАТО активно стремятся к захвату геополитического пространства, последовательно наращивая военный потенциал в Восточной Европе, приближаясь к российским границам.
Географическая сосредоточенность районов их учений – исключительно восточный фланг альянса и Арктический регион – является свидетельством антироссийской направленности.
Неядерные страны НАТО привлекаются к учениям по применению американского тактического ядерного оружия, размещённого в ряде европейских государств.
О таком нарушении духа и буквы Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) уместно подчеркнуть в преддверии начинающейся через несколько дней Обзорной конференции ДНЯО, где будут подведены итоги работы стран – участниц этого Договора.
Хотелось бы напомнить активистам «совместного управления ядерным оружием» в НАТО о последствиях безудержного стремления к военному доминированию.
6-го и 9-го августа мир будет вспоминать тех, кто 70 лет назад погиб в результате ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки – единственного случая применения ядерного оружия в истории человечества.
Остаётся только гадать, какие последствия для Европы имела бы подобная ретивость в отношении использования ядерного оружия, появись оно у американской армии несколько раньше.
Наши прогнозы развития глобальной системы противоракетной обороны США, высказанные на Московской конференции в 2012 году, оправдываются.
Мы подтверждаем, что воплощение в жизнь американской архитектуры ПРО несёт угрозу стратегической стабильности.
В то же время дискуссии в натовских странах об оправданности развёртывания глобальной ПРО практически утихли.
Кроме того, в глобальную ПРО США включаются новые региональные сегменты – теперь в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Сегодня очевидно, что выдуманные США и странами альянса ракетные угрозы со стороны Тегерана оказались блефом. Даже после прорывных решений по иранской ядерной программе ни у кого не возникает иллюзий о возможности пересмотра американо-натовских планов по ПРО.
Вызовы и угрозы миру, как смертоносные вирусы, мутируют, развиваются и распространяются по всей планете.
Прежде всего это относится к оружию массового уничтожения и средств его доставки, международному терроризму, неконтролируемому трафику оружия, незаконному обороту наркотиков, киберпреступности и многому другому.
Хотелось бы несколько слов сказать о росте террористических угроз.
Жизнь подтвердила пагубность действий тех государств, которые создают и поощряют террористические группировки для решения своих задач. В дальнейшем такие организации выходят из-под контроля своих покровителей и превращаются во всеобщую проблему безопасности.
Так было в Афганистане, когда поощрялся Талибан, ставший затем колыбелью формирования «Аль-Каиды». Подобный опыт повторился в Ливии, Сирии и Ираке. Террористы из «Исламского государства» даже создают квазигосударственное образование.
Считаем крайне опасным заигрывание с террористами. Нельзя спокойно смотреть на то, как из различных стран уезжают новобранцы для армии «Исламского государства», и при этом не задумываться, что будет, когда через некоторое время опытные боевики вернутся домой. О такой опасности мы предупреждали европейских коллег несколько лет назад. Недавние печальные события во Франции, Канаде, Дании подтвердили нашу тревогу.
Международным силам содействия безопасности в Афганистане не удалось справиться с поставленной задачей.
Терроризм в этой стране не искоренён, а наркопотоки выросли. Все это представляет реальную угрозу соседним с Россией государствам, в первую очередь нашим союзникам в Центральной Азии.
В этой связи мы продолжим оказание серьёзной поддержки Таджикистану вооружением и военной техникой, а также укреплять наш форпост в этой стране – российскую военную базу.
Логика развития международной обстановки свидетельствует, что найти ответы на современные вызовы и угрозы можно только сообща.
Примеры тому – ликвидация химического оружия в Сирии, договорённости по ядерной программе Ирана.
При этом полагаем, что во главу угла должны быть поставлены военно-политические интересы региональных игроков, а не амбиции тех, кто рассматривает мир исключительно через призму собственной исключительности.
Мы действительно живём в переломный момент истории. Именно нам определять параметры миропорядка. Конечно, можно продолжать существовать в условиях конфронтации, диктата силы, игнорирования международного права и национальных интересов государств.
Но мы предлагаем другой путь – путь многостороннего взаимодействия, основанного на принципе равной и неделимой безопасности.
Нам нужно найти такие решения сложных проблем международной безопасности, которые бы опирались на баланс интересов и компромиссы.
Эти слова подкреплены солидными инициативами, реализация которых позволила бы смягчить напряжённость и укрепить глобальную и региональную безопасность.
Так, выход из ситуации с европейской ПРО заложен в идеях Президента России В.В.Путина о создании нестратегической противоракетной обороны в Европе.
Напомню, что российское предложение предусматривало создание экономически осуществимой системы ПРО, масштабы, структура и возможности которой были бы соразмерны рискам, с которыми сталкивается Европа.
Другой пример – обеспечение стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В 2013 году Россия совместно с Китаем и Брунеем предложила план действий по формированию там новой архитектуры безопасности.
Многообещающие перспективы в этом контексте имеет сотрудничество по вопросам военно-морской безопасности, миротворческой деятельности, военной медицины, противодействия новым вызовам и угрозам, в первую очередь терроризму. Это только несколько предложений.
Несмотря на попытки некоторых западных руководителей изолировать Россию, «наказать» нас за независимую политику и защиту соотечественников, мы не намерены закрываться.
Готовы к широкому взаимодействию с партнёрами во всем мире – в Европе, Азии, Африке, Америке.
Президент России В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию чётко подтвердил: конфронтация и самоизоляция – это не наш выбор.
Из выступления министра обороны России генерала армии Сергея Шойгу на IV Московской конференции по международной безопасности