Громко анонсированный визит Олафа Шольца в Центральную Азию получился скомканным, а результаты не оправдали ожиданий.
Собственно, иначе и быть и не могло.
Главная цель визита немецкого канцлера читалась без труда. Он должен был, несомненно, по поручению старших товарищей из Белого дома еще раз прощупать позицию стран региона по отношению к конфликту на Украине и убедить их в ненужности поддержки России. Миссия с треском провалилась.
Казахский президент высказался на этот счет предельно ясно. По его словам, озадачившим германского гостя, Россия непобедима в военном отношении, а война, развязанная Западом, задевает интересы стран региона и не сулит ничего хорошего в будущем. То есть Токаев, в переводе с дипломатического, дал ясно понять: хватит бить копытом, пора завязывать с авантюрой в степях Украины. И даже отменил пресс-конференцию, где Шольц наверняка бы озвучил всем известные нарративы о «свободе» и «демократии» с поставками «Леопардов».
Характерно, что и в Ташкенте канцлеру не дали возможности поумничать перед публикой — всё было ясно заранее.
Токаев и Мирзиеев решили просто не подставляться под дежурные выпады Шольца против Москвы и Путина, чтобы не оправдываться, культурно не перебивать канцлера, показавшегося себя одним из ярых ястребов, способных довести мир до Третьей мировой.
Игра, как говорится, не стоит свеч. Казахстан имеет с Россией торговый оборот в 20 с лишним миллиардов долларов, Узбекистан — чуть больше десяти, а Германия даже не входит в первую десятку инвесторов.
Между тем Германия получает через Россию казахские нефть, уран, узбекские медь и хлопок, нацелилась на туркменский газ, на рабочие руки со всей Центральной Азии. Но сама держит свои рынки сбыта на запоре от местной продукции.
«Лидеры стран Центральной Азии хорошо изучили повадки западных политиков, — замечает Александр Алексеев из Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия». — Всё строится на красивых обещаниях, посулах помощи, обставляется условиями в сфере прав человека, прочих свобод, совпадающих со вмешательством во внутренние дела. Плюс угрозы санкций, что наблюдается от Андижана в мае 2005-го до наших дней».
В этом плане Олафа Шольца хорошо опустил на землю Шавкат Мирзиеев. Он предложил от пустых слов перейти к делу.
По его мнению, приоритет — это наращивание инвестиционного и технологического партнерства с ведущими компаниями Германии. А действительно, где все эти «Мерседесы», «Сименсы», «Рейнметаллы», «Дойче банки», химические гиганты ФРГ?
Не дождался до сих пор Узбекистан и содействия от Германии в поисках и разработке новых месторождений.
Нет практически никакого партнерства в сфере «зеленой» энергетики. Как не наблюдается и широкого взаимодействия в области образовательных программ и научных обменов.
— Самым большим барьером партнерства является слабое развитие транспортных коммуникаций, включая наземные и воздушные перевозки, — заметил Шавкат Мирзиёев. И призвал немецкую сторону оказать содействие в привлечении европейских институтов к развитию альтернативных транспортных коридоров, соединяющих Центральную Азию с Европой.
Канцлер в ответ только напомнил, что ЕС обещал 10 миллиардов на «Срединный путь», но в виде кредитов. Мол, вам надо, вы и стройте эти дороги. Не забудьте только вернуть деньги.
Это лишний раз говорит о том, что Германия, как часть Запада, продолжает держать Центральную Азию в черном теле, не желая серьезно вкладываться в местную экономику в отличие от России, чьи инвестиции давно исчисляются десятками миллиардов долларов. Зато рассорить с Москвой, спутать карты, разорвать многолетние выгодные связи — это мы горазды, всегда пожалуйста.
Не получилось, Олаф Шольц пролетел как фанера над Парижем, поцеловав крепкий замок на воротах Центральной Азии, где умеют считать деньги и блюсти свои интересы.
Шавкат АРИПОВ, Ташкент