Отчего задерживается визит Шавката Мирзиеева в соседний Таджикистан? Вот что думает узбекский эксперт Бахтиер Эргашев.
Рогун-это одна из причин. Во время самаркандской конференции, посвященной проблемам и перспективам развития Центральной Азии, президент Шавкат Мирзиеев говорил, что проблема водопользования в регионе остается нерешенной. Есть проект Конвенция ООН по водным вопросам в ЦА, и Узбекистан ее поддерживает, именно на основе этой конвенции Узбекистан согласен работать дальше.
Для руководства Таджикистана ситуация такова, что, какие бы выгоды не ожидались от эффективного сотрудничества с Узбекистаном, оно отказаться от идеи строительства Рогунской ГЭС не сможет. Это печально, но это факт. Рогун будет строиться, и это, конечно, не будет способствовать улучшению отношений с Узбекистаном, по крайней мере, в тех темпах и той динамике, которые могли быть, если б Душанбе нашел в себе силы отказаться от этого проекта, к которому отрицательно относятся все страны, находящиеся ниже по течению Амударьи.
Будет ли вопрос строительства Рогунской ГЭС обсуждаться на встрече глав двух государств в Душанбе? Конечно, будут. Но эффект от этих переговоров вызывает вопросы.
Наверное, будут затронуты пограничные вопросы. Сейчас можно подписать документы по делимитации 70−80% межгосударственной границы. Оставшиеся 20%, как в случае и с Киргизией, сложные. Эти участки находятся в густонаселенных районах, и легкого решения по ним нет. Речь может пойти также о возобновления поставок газа — около 900 млн. кубометров в год. Других реальных проектов нет.