Патриотический гедонизм набирает обороты, ибо только истинные национал-гедонисты могут к десяти утра спешить через сумасшедшие пробки в сторону Куйлюка на сеанс очередной отечественной кино-нетленки.
Прокатчики явно саботируют достижения узбекского кинематографа, иначе нельзя объяснить время начала киносеанса в 9.40, 10.00 утра и 23.05, 23.25 уже ночи. Разве так поступают с госзаказами Узбеккино, на которые потрачено аж 210 тыс $? Не знаю, входит ли сюда реклама, в т.ч. наружная, и публикации в прессе. Я насчитала пять страниц в гугл плюс трейлер, а также репортаж на канале «Манавият ва марифат» с 1 223 просмотрами и 29 лайками. Не густо.
Забегая вперёд, скажу, что при выходе я поинтересовалась, сколько зрителей посетило сеанс за более, чем месяц проката в огромном ТРЦ фильма «Рангсиз тушлар» («Бесцветные сны») режиссера Аюба Шахобиддинова. Кассир «зависла» секунд на десять и сказала, что вместе с нами наберется ЧЕЛОВЕК ДЕСЯТЬ, а может и меньше…
Но для нас, юных гедонистов, двери всегда открыты и места на отечественное кино всегда свободны. С опозданием на 15 мин можете смело и бесцеремонно толкнуть дверь в кинозал и для вас лично аппаратная запустит любой местный каприз.
Итак, сюжет вполне соответствует актуальной повестке духовно-просветительского начала в деле учебно-воспитательного процесса наставления на путь истинный неокрепших умов не только молодёжи, а всех нас.
Главную героиню с трагической судьбой звали Кашмира (Феруза Саидова), другие герои фильма удивляются необычному имени, но зрителю самому предлагается поразмышлять над загадкой сценариста.
Видимо, речь идёт об аллюзии на тему многолетнего очага напряженности между Индией, Пакистаном и Китаем, где штат Кашмир не закреплён официальными соглашениями о границах и это должно вызвать зрительский интерес и натолкнуть на мысль о многосложности дальнейшего повествования. Создатели явно рассчитывают на образованного зрителя, интересующегося геополитическим раскладом и международной военно-политической обстановкой. И они Его нашли!)
Кашмира 17 лет провела в тюремном заключении в какой-то арабской стране за убийство мужа, после чего вернулась в Ташкент в родной дом.
Сразу отметим, что семья живёт в махалле в добротном и уютном доме, проблем с газом, электричеством, водой не испытывает, отец помог своим детям устроиться в жизни, у тех тоже «дом — полная чаша» — хрустальная люстра, обилие яств, золота и гостей в квартире одного из братьев так же наталкивает на мысль о достатке.
Правда, брат, не пустивший даже на порог сестру, купил машину и должность на деньги (прослеживается робкая критика существующих общественных недостатков, коррупция) , которые та высылала, будучи женой иностранца, увезшего её в экзотический восточный рай с морем, яхтами и рахат-лукумом восточной сказки. Важно, что Кашмира не спросила благословления отца на брак, а приняла решение о замужестве самостоятельно.
Все члены семьи были уверены, что Кашмиры больше нет, считали её без вести пропавшей, оттого ее приезд был для всех огромной неожиданностью. Одна из невесток — жена брата, ушла из дома вместе с ребёнком, объясняя это тем, что не желает, чтобы ее дочь росла с «такой» неправильной тётей. А ведь образованная женщина, работает в книжном «Китоб олами»!
Это второй брак брата, есть неприкаянный сын-школьник, живущий в этом же доме, мать-актриса живёт своей жизнью, но о ней скажем позже.
Отметим, что Кашмира нашла общий язык с мальчиком и уделяла ему много внимания. Ведь она, как оказалось, образованная умная женщина, знает несколько языков, знакома с творчеством и биографией Бобура и Навои.
Брата тяготит приезд сестры, он ее считает виновной в своих семейных проблемах и открыто высказывается за её отъезд. На его реплику о том, что нужно братьям скинуться на отдельную квартиру Кашмире, и таким образом удалить ее из родительского дома, мать отвечает : «Откуда деньги, если сыновья постоянно требуют от родителей денежную помощь!»
Мать семейства — добропорядочная женщина, этакий громоотвод, хранительница очага, пытается уладить все конфликты. Глава семьи — суровый мужчина (Карим Мирходиев), мягко говоря немногословен, своим орлиным взглядом решает любые вопросы, выказывая своё недовольство или лояльность к членам семьи.
Старшая сестра героини живёт практически в заточении, ее муж — обычный карликовый тиран. При тайной встрече с Кашмирой, сестра заливается слезами любви, но отмечает, что стыдится приглашать ее в гости, ибо репутация её не соответствует чистоте и святости традиционного семейства, да и всем давно оглашено, что та умерла.
Кашмира явно испытывает проблемы с психикой, с ней случается нечто похожее на психические атаки. В черно-белых обрывках памяти всплывают образы женщины в чадре и кровавые сцены с ножом, побегом и тюремном заточении.
Беря курсы вождения и надеясь зарабатывать частным извозом, не находя подходящей работы, видно, что за рулём ведёт себя неадекватно. Обращается в аптеку и просит «лекарство для улучшения сновидений, желает, чтобы её сны стали цветными», чем озадачивает фармацевта. Кстати, фильм с субтитрами на русском, это надо отметить.
Видения её преследуют при посещении ОВИРа, где она наконец, получила паспорт, и отметим пренебрежительное отношение со стороны участкового, у которого она обязана отмечаться раз месяц.
Перейдём к душераздирающей даже для меня сцене в театре. На переднем плане растрепанная бесноватая женщина в окровавленном рубище, с окровавленными руками и лицом, с двумя пунцовыми одеялами с мертвыми младенцами в каждой руке, убиенными лично ею. «Моя рука их похоронит. В священную я рощу унесу Малюток…», Хор: «Ты из камня иль железа, Что свое, жена, рожденье, Плод любимый убиваешь…»
Кашмира и любимый племянник пришли в театр, главную роль в спектакле играет его мама… Почему-то он сбегает из храма Мельпомены, на удивление полному зрительскому залу. Конечно, странный мальчик.
И действительно, в каком же театре еще ставить «Медею» Евпирида, кроме как не в Театре ЮНОГО зрителя? Авторы фильма этим хотят явно до нас донести моральный облик разведённой женщины-матери, которая кроме как на образ Медеи не тянет и жизнь её — и реальная, и театральная обречена на страдания во веки веков. Неокрепшие умы вздрогнули и подпрыгнули прямо в кресле вместе с попкорном.
Медея — это попытка объяснить поведение матери мальчика, деятеля культуры, с которой развёлся младший сын из-за ее легкомысленного отношения к семейным, традиционным ценностям. Сын актрисы на вопрос почему он не общается с матерью отвечает, что она курит и мало уделяла ему внимания (камень в сторону людей искусства). Таким поведением мать, она же — Медея, убила все светлое в своём сыне — духовное и нравственное убийство.
«Официант, виски», — это реплика подруги Кашмиры, располневшей барышни с красными губами, вставшей на скользкий путь женщины с низкой социальной ответственностью. Она знает некую тайну, которую обещает сохранить, в отношении главной героини и никто, кроме нее не знает по какой именно причине Кашмира совершила убийство собственного мужа. Уговаривает достать деньги и мотануть в за границу, где их ждут виллы, яхты, безбедная жизнь. Кашмира решает с ней больше не встречаться, взяв устное обещание о неразглашении.
Тягостная моральная обстановка в семье и неустроенность, толкают героиню к побегу… нет-нет, вовсе не за легкими деньгами в далекие страны с подругой, а в электричку до, видимо, Газалкента. Там она находит пошивочный цех и устраивается на работу простой швеёй. Трудовой коллектив живёт как единая семья, вечно улыбающаяся и всем довольная начальница цеха, чем-то похожая на матрешку, в белой рубашке, юбке-карандаш на каблуках, искренне недоумевает, отчего наша Кашмира так грустит, сторонится других работниц и даёт ей дельный совет:
«Нужно влиться в коллектив, от этого обязательно повысится производительность труда и настроение». Героине даже предоставлена без арендной платы более чем скромная жилплощадь. Фильм-мейкеры явно делают реверанс в сторону социалистического прошлого, осколки которого всё еще можно встретить на периферии.
Вскоре брат и отец узнают секрет, его выдала подруга Кашмиры. Выяснилось, что т.н. муж героини занимался работорговлей, для чего женился на наивных девушках, вывозил их в страну своего пребывания и через какое-то время сбывал в сексуальное рабство. Девушки оказывались в зиндане, там были разные — черные, белые, красные, как говорится, но Кашмире удалось бежать и отомстить нечестивцу. Правда, на суде она почему-то скрыла факт секс-рабства и ее осудили только за убийство.
Отец и брат нашли Кашмиру и перед нами развернулась трогательная сцена воссоединения семьи, и на этом фильм заканчивается…
Может я плохо знаю жизнь, в отличии от авторов фильма, но что-то мне подсказывает, что всплывшие подробности вряд ли вызовут восторг у родственников и те едва ли непременно примут героиню в свои объятия. Может мужчин все это как-то растрогает, но женское крыло проявит еще большую отчуждённость.
Вспомним жену брата, покинувшую с дочерью дом. Разве с великой радостью она вернётся в него, узнав о подробностях? Не думаю, что и сестра будет в восторге… Так что, если отец и брат не сохранят тайну, что им точно не удастся с учетом моральных качеств подруги, то я бы не стала размышлять о светлом будущем героини в данном обществе.
Таким образом мы имеем ряд прямолинейно-карикатурных персонажей: старшего брата, старшей сестры, невестки, актрисы, подруги со стаканом виски, инструктора по вождению, работодателей, участкового , которым противостоит патриархальный устой семьи в лице матери, отца и мечущего между всеми младшего сына — явно, что в «королевстве» все не так благополучно, как хотелось бы показать создателям фильма с их желанием пойти по пути штампованного морализаторства.
Переборщили. Съемки фильма не тянут на полноценный формат художественного фильма со своими присущими ему качествами, а скорее это набор штампов-сцен из какого-то телевизионного сериала.
Что касается позиции государства, которое оплачивало съёмки фильма, то пропагандистский посыл прослеживается в следующем. Государство всё делает для благополучия своих граждан, они могут заработать себе на хороший дом со всеми удобствами, найти работу, кормить свою семью.
В стране есть проблемы с гендерным равенством, но в них виновны исключительно сами люди, живущие не по установленным в стране прекрасным законам, а в силу своей ограниченности сознания, не могущие преодолеть сомнительные внутренние нравственные установки.
Одновременно, делается упор на патриархальность нашего общества и все беды, свалившиеся на голову героини — исключительно из-за её легкомысленности и ослушания отца.
Ишь, как хитро! Нет тебе ни проблем с занятостью, бедностью, образованием, коррупцией, газом, светом, водой… Люди сами виновны во всех своих бедах, за что и расплачиваются своей собственной жизнью.
И главный посыл — искать счастье вне пределах Родины, на чужбине — это предавать традиционные национальные, культурные и семейные ценности. Пусть у нас много недостатков, но эта наша Родина, которую мы должны общими усилиями привести к светлому будущему, к экономическому могуществу и процветанию.
P.S. Интересно, что весь фильм героиня проходила в одном и том, же платье-мешке, туфлях цвета детской неожиданности и черной сумкой. Я конечно понимаю, хотелось передать трагизм всей этой душещипательной драмы, но всё-таки и исподнее желательно тоже нет-нет менять.