Иркутская область несколько лет участвует в Госпрограмме переселения соотечественников, а с прошлого года отнесена к категории «приоритетная территория».
Переселенцам здесь дают самые большие подъемные, делают особенно выгодные предложения о трудоустройстве, а нередко потом подыскивают совершенно бесплатно и «домик в деревне», например, у подножия сказочных Саянских гор, вершины которых купаются в облаках, или близ изумрудного Байкала.
Саяны
В 2015 году поездка в Иркутскую область у вашего автора была уже пятой по счету. Каждый раз мне хотелось посмотреть новое в регионе, где сходятся тайга и степь, где из Байкала берет начало Ангара, где юг летом по-настоящему жаркий, а север даже в июле не прогревается от вечной мерзлоты и при этом сам пугливо дрожит от рева медведя. Но если я открываю для себя этот регион как путешественник, то немало латвийцев туда вовсе переселяются. Кто-то переезжает поближе к Иркутску — в промышленные города Ангарск и Шелехов, но есть и те, кто выбирает самый север, например Братск или таежный Тайшет (пересмотрите, друзья, фильм «Край» с Машковым!).
С некоторых пор вся Иркутская область открыта для переселенцев. Поскольку регион — «приоритетная территория», здесь, как и в Бурятии, самые большие подъемные. И ежегодно в области готовы принимать по 500 человек.
Уполномоченным органом по реализации региональной программы добровольного переселения является министерство труда и занятости Иркутской области. Пока человек не обзавелся собственным жильем, ему область частично компенсирует затраты на временное — до получения российского гражданства. Но уже сейчас во многих районах области работодатели бесплатно предоставляют жилье переселенцам — если те столь необходимые им специалисты.
Мой хороший друг, вице-мэр северного Жигаловского района Алексей Молчанов (мы с ним не раз сплавлялись по красавице-реке Лене, жарили рыбу на рожнях и жили в охотничьих зимовьях), узнав о Госпрограмме, сказал: «Собирай европейцев — и давай к нам, специалисты тут нужны — хоть в строительстве, хоть в журналистике. Землю выделим, а дом построить — вообще не проблема: кругом тайга, лес!».
Юрубчено-Тохомское месторождение
Из Германии за золотом в тайгу
В области особенно заинтересованы, чтобы люди расселялись по северу области (например, в Киренский, Катанский, Усть-Кутский и Усть-Илимский районы) и туда, где надо поднимать сельское хозяйство (Жигаловский и Качугский районы). Но всюду одинаково нужны врачи и младший медицинский персонал, учителя и воспитатели детских садов.
В Катанском районе добывают нефть, а в Бодайбинском — золото. Там нужны высококвалифицированные специалисты, водители большегрузных машин, геологи, взрывники. И зарплаты на севере высокие — до 80 тыс. рублей: где-то надо работать по сезонам, где-то — круглый год.
Исполняющая обязанности начальника отдела трудовой миграции министерства труда и занятости Иркутской области Елена Чиркова рассказала, что регионом интересуются не только из ближнего, но и из дальнего зарубежья: «Уже сделал запрос на переселение в Бодайбинский район один житель Германии!»
Поступали заявки на переселение из Израиля, Австралии, Португалии, не говоря уже о прибалтийских странах. За время действия программы в область переселилось около 6000 человек. Из Латвии две семьи переселились в Тайшет (устроились при местной больнице), в Братске бывшая рижанка открыла парикмахерскую, в Ангарске женщина работает медсестрой, а соотечественницу, живущую в столице Латвии, приняли на Иркутский авиационный завод…
Братск
Средняя зарплата по области — 33-35 тысяч рублей. На оплату коммунальных услуг и жилье уходит около 20%, остальное — на личные расходы. И поскольку в настоящее время открыта вся область, человек не привязан к одному району: может поселиться в Иркутске, а работать «вахтой» хоть в Бодайбинском районе — золото добывать.
Работу соотечественникам предлагают самую разную: от инженеров на больших заводах и фабриках до строителей и водителей. Но в первую очередь в области требуются: медики (от врачей до медсестер в детских и взрослых клиниках), строители (каменщики, плотники, маляры, электросварщики, сантехники, машинисты кранов), учителя, инженеры на производствах, механизаторы, зоотехники, даже полицейские.
Переселенцами могут стать и студенты — и они также пользуются всем, как другие соотечественники. Во всех вузах области образование всегда было на высоком уровне — не ниже, чем в столичных университетах.
Ангара в Иркутске
— Если соотечественник сразу не нашел работу, то мы его поддерживаем, — говорит Елена Чиркова. — Он подает документы в Центр занятости, и ему выделятся временное пособие. Это в течение нескольких месяцев сильно облегчает жизнь тем, кто, например, живет в одном районе, а работу подыскивает в другом.
Когда переселенец становится гражданином России, он уже может участвовать в разных федеральных и региональных программах, например «Земский доктор» — по поддержке специалистов в регионах и с целью стимулирования работать в глубинке. По этой программе единовременное пособие — 1 млн рублей. Есть и программы для работы в сельском хозяйстве. Много разных — у каждого министерства свои, скажем, по поддержке аграрных хозяйств в степи или научных работ в НИИ, — перечисляет Елена Леонидовна.