По данным ФМС России каждый третий переселенец- из Казахстана.. С чем это связано, что гонит русских из страны, которую многие считают своей родиной?
Нуртай Мустафаев,руководитель Аналитического центра «Наше Дело»:
Русские в Казахстане — коренной этнос, в частности, в бывшей Восточно-Казахстанской области до ее объединения с чисто казахской Семипалатинской областью. Точно так же, как узбеки в Сайрамском и Созакском районах ЮКО.
Русские в Казахстане, по данным статистки на январь 2014-го, составляют 24%. А сколько их в органах управления, исполнительной власти? Скажу прямо: немного. Если нет особых перспектив, то какой смысл оставаться здесь? Ясное дело, что у кого есть возможность, те будут уезжать. Навсегда.
В России есть будущее. Поэтому дальновидные русские Казахстана отправляют своих детей на учебу в университеты Томска, Омска, Барнаула, Москвы, Санкт-Петербурга. Там наши ребята как студенты регистрируют вид на жительство, а спустя пять лет получают гражданство. Почти все они, как и положено, женятся, выходят замуж за ровесников, правда, российских граждан. На самом деле студенческая молодежь из Казахстана — это самый лакомый кусок миграционной политики России, который не афишируется.
С отъездом русских Казахстан потеряет многое, станет очередным «станом» по типу Пакистана, Афганистана, либо (если брать наших постсоветских братьев) — Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана. Тогда это будет согласно формуле известного фильма «Назад — в прошлое». Я бы даже сказал — в средневековье, мракобесие и нищету.
Я верю, и анализ демографических процессов это подтверждает, что отток русскоязычного населения, попросту русских, иссякнет и прекратится. Нам нужен полиэтничный Казахстан. Казахи и русские, украинцы, узбеки, поляки, уйгуры, все мы — народ Казахстана. Мы, а не ископаемые ресурсы, и есть главное Достояние Республики.
Федор Мироглов, бывший алматинец (живет в Воронежской области):
— Если говорить об увеличении потока переселенцев из Казахстана, то на данный момент серьезно к такому утверждению относиться не стоит. Хотя миграционными службами и заявлено, что их количество растет, в последние годы поток уезжающих в Россию в целом был и остается небольшим. Разве что есть незначительное колебание, не выходящее за среднестатистические рамки. Думаю, миграционным службам РФ выгодно регулярно заявлять, что поток переселенцев стабилен или даже увеличивается — это нужно для оправдания своего «раздутого существования». При этом есть ряд факторов, которые они не желают замечать и учитывать.
Например, предоставляемые цифры миграции на основе полученных свидетельств переселенцев не отражают реального количества приехавших. Большую группу составляют лица, которые, получив этот документ, лишь в далекой перспективе рассчитывают уехать в РФ или, опасаясь нестабильности в будущем, считают необходимым держать в запасе «пропуск в Россию». Дело в том, что свидетельство переселенца является бессрочным(!), с ним, помимо получения льгот при переезде, сразу же можно подавать документы на гражданство. Поэтому его просто убирают в сундук по принципу «пусть лежит на всякий случай, мало ли чего».
Еще одну группу переселенцев, не учитываемых миграционными ведомствами, составляют студенты из числа тех, кто поначалу ехал в РФ с целью только получить высшее образование. Приехав в тихий, но развитый областной центр, молодой человек через год-другой с удивлением отмечает отсутствие ряда факторов давления, которые он испытывал в Казахстане, однако не драматизировал, считая их естественным состоянием текущей жизни. Он замечает, что нет сурового жаркого климата и напряжения организма в борьбе за существование. Вместо глинистых почв и собирания драгоценной влаги здесь в сельской местности повсеместное наличие воды и плодородные земли. Жизнь идет без постоянной оглядки, учета и напрягающего влияния непростых межнациональных отношений, что считалось им с рождения естественной средой обитания. Он понимает, что все эти напрягающие жизнь факторы отсутствуют в дремотной российской провинции.
«Оказывается, здесь пусть небогато, но гораздо проще жить» — такой вывод примерно через год с удивлением делает студент. После этого, даже не зная, чем будет заниматься после окончания вуза, он приходит к твердому убеждению — «там жить сложнее, я туда не вернусь».
За последнее время процесс миграции изменился тем, что уезжают в Россию не спонтанно, как раньше, а планируя отъезд в течение длительного времени. В девяностые годы на последние средства многие уезжали в неизвестность. Теперь же большинство прибывающих уже точно знают, чего они хотят и куда приезжают, так как за год-другой до отъезда почти все неоднократно посещали и исследовали регион. Увеличился поток в сельскую местность — в связи с газификацией, телефонизацией, запуском Интернета и появлением современных технических новшеств в быту.
Ранее одной из причин непопулярности деревни были конфликтные отношения с местным населением. Сталкивались общинно-бытовые принципы консервативных сплоченных сельчан, с одной стороны, и индивидуализм с предпринимательской инициативой малочисленных переселенцев из Азии, с другой. Теперь же пропагандой с телеэкранов общинные традиции сильно разрушены или трансформированы. Да и переселенцев на селе ныне стало очень много и все живут, как хотят. Я в деревне тоже живу как хочу, а по ночам мне снятся горы…
Галина Рагозина, руководитель общественной организации переселенцев «Казахстанское землячество в Воронеже»:
— Если в первые годы реализации программы было много переселенцев из Астаны и Алматы, то сейчас их стало меньше. Сегодня наибольший поток наблюдается из Усть-Каменогорска, откуда люди, как правило, едут в Новосибирск, Омск, Алтайский край.
Алматинцы выбирают города в центральной части России. В основном это люди состоятельные, они ориентируются на Москву и Санкт-Петербург. Но так как на эти города программа не распространяется, они переезжают в Калугу, Липецк, Воронеж с целью переехать потом в столицу.
Многие из них ждали, когда начнет действовать Закон «Об упрощенном порядке получения гражданства РФ для носителей русского языка», чтобы не «привязывать» себя по программе к территории.
К примеру, из Усть-Каменогорска уезжают из-за плохой экологии. Вы знаете, там очень много промышленных предприятий, загрязняющих окружающую среду. Желающих уехать из этого города так много, что на нынешний год уже закрыт прием заявлений, как и в Астане.
Конечно, одним из серьезных мотивов для смены гражданства остается языковой вопрос. Очень часто желающими переехать в РФ (в основном это русскоязычные) движет сомнение: а что будет после Нурсултана Назарбаева?
Люди уверены, что пока он руководит страной, все будет спокойно, но как только он покинет свой пост, начнутся притеснения по языковым и этническим признакам. Это, пожалуй, один из самых распространенных ответов уезжающих русских на поставленный вами вопрос.
Еще одна причина — это образование. Я сама родом из Казахстана и считаю казахстанское образование очень хорошим. Увы, но в России и Европе многие так не думают.
Например, в Америке даже российское образование плохо воспринимают, а казахстанское часто при трудоустройстве вообще не признают, потому что это отдаленная территория, мало контактов и т.д. Поэтому если у молодого человека есть цель работать в будущем в хорошей компании, то его семья принимает решение дать ему российское образование. А чтобы не отрывать ребенка от родителей, они переезжают вместе с ним. То есть развитие детей — еще одна мотивация для того, чтобы жить в России. Многие переселенцы говорят о том, что в Казахстане нереально устроиться в госструктуры, если ты не владеешь казахским языком.
Не менее важна социальная политика, например, пенсионное обеспечение. Как вы знаете, в России есть все льготные списки, которые отменены в Казахстане — для тех же жителей Усть-Каменогорска, Балхаша, Караганды… Но самое главное, что в РФ пенсионный порог ниже, чем в Казахстане, и это единственная страна, которая выплачивает своим гражданам пенсию, если даже они уехали жить в другое государство.
К сожалению, Казахстан прекращает все выплаты пенсионерам, как только они выписываются на ПМЖ, в то время как Россия начинает осуществлять их уже после получения вида на жительство (ВНЖ). Получается, что большинство переселенцев пенсионного возраста теряют пенсию за несколько месяцев. Это неправильно, государство просто обязано выплачивать ее до момента возникновения пенсионных выплат в другой стране. Это просто негуманно оставлять стариков без средств к существованию.
Источник — camonitor.com