18+
14 Сентября 22:08
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Политический ребус от Центральной Азии

Большой резонанс и массу вопросов породила VI Консультативная встреча лидеров стран Центральной Азии в Астане. Она открыла новую политическую страницу в истории региона.

Политический ребус от Центральной Азии

В казахской столице родилась и сформировалась идея обретения Центральной Азии статуса самостоятельного игрока на фоне мирового кризиса, вызванного столкновением интересов великих держав.

Один из застрельщиков Шавкат Мирзиеев прямо заявил, что больше нет твердой надежды на прежние логистические маршруты, живучесть технологических цепочек, устойчивость финансовых каналов. А потому следует быть ближе друг к другу, максимально используя преимущества открытых границ.

Обратим внимание, что в этом круге оказался и азербайджанский лидер Ильхом Алиев.

«На самом деле, практическая реализация идеи Шавката Мирзиеева началась практически сразу после его прихода к власти, — замечает Владимир Березовский из Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия». — Он быстро и сознательно восстановил добрые отношения с соседями, разрушенные неуступчивым Каримовым, и объявил сотрудничество с ними приоритетом во внешней политике. Понятно, Узбекистан преследовал свои цели. Ему нужны были рынки Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Казахстана, свободный доступ к водным и энергетическим ресурсам, еще с советских времен функционировавшим как единый комплекс.»

Неудивительно, что именно Узбекистан решил взять на себя роль интегратора. Его преимущества очевидны.

Республика — самая большая по численности населения, граничит со всеми странами Центральной Азии, в каждой имеет крупные узбекские диаспоры, наконец, почти все транспортные коридоры, газовые и водные магистрали, электрические сети пересекают Узбекистан. «Объехать» его практически невозможно.

Идея Мирзиева активно воплощается в жизнь. На днях Узбекистан и Азербайджан, а следом за ними Казахстан и Таджикистан заключили договоры о стратегических отношениях. Еще раньше Ташкент подписал такой же документ с Бишкеком.

Конечная цель, как призвал узбекский президент, — многостороннее Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве в Центральной Азии.

На границах Узбекистана одна за другой появляются торговые зоны, призванные расширить сотрудничество с соседями. Узбекские автозаводы появились в Казахстане, Киргизии, Азербайджане. В свою очередь, в страну хлынул казахский капитал, достигнуто соглашение трех стран о совместном строительстве Камбаратинской ГЭС в Киргизии, что не удалось добиться России и КНР.

Есть, правда, одна проблема. Узбекистан до сих пор не является членом ВТО, ЕАЭС, ОДКБ. А ведь именно этот каркас держит экономическое сотрудничество и безопасность огромного региона.

Казалось бы, проще простого официальному Ташкенту вступить в эти две последние организации, и все его замыслы сбудутся. Но путь выбран иной.

Местные наблюдатели считают, что Узбекистан и его партнеры по Центральной Азии вынуждены пойти на такой маневр. Они невольно стали полем битвы между Западом, Россией с Китаем с другой. Исход ее пока неясен, а Центральной Азии очень хочется сохранить свою стабильность, приумножить достижения, не втянуться в чужую войну, хотя ее уже все сильнее прессует Запад, чтобы перетащить на свою сторону.

Конечно, никто не против дружбы и сотрудничества между странами Центральной Азии и примкнувшего к ним Азербайджана. Напротив, это сулит хорошие результаты во всех сферах. Но, как говорится, есть нюансы.

Например, навряд ли возможен в рамках региона оборонный союз. Без российских сил ПВО, ракетных и воздушных сил практически не получится «закрыть» небо. Страны Центральной Азии не выпускают многие виды современного вооружения и боеприпасов. Наконец, кого считать воплощением военной угрозы для региона? Москва и Пекин уже никогда не допустят, чтобы базы НАТО располагались в Бишкеке, Термезе, Карши, как это было при вторжении США в Афганистан в 2001 году.

Ясно, что идея центральногозиатского суверенитета пока сырая и не проработана детально. Но оставлять ее без внимания нельзя.

Следует тщательно просчитать, кто выиграет, а кто проиграет, какова будет судьба ЕАЭС и ОДКБ, куда вложено столько сил, как посмотрят на все это КНР, Россия, Запад. Не захочет ли Вашингтон воспользоваться возникшими «непонятками», чтобы одним хапком заарканить регион и ободрать его как липку.

Думается, скорый визит в Узбекистан Михаила Мишустина поможет лучше разобраться с новым политическим ребусом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности