18+
29 Ноября 09:21
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Портрет мигранта на фоне Москвы

За последние 20 лет мигранты стали не только неотъемлемой частью социального ландшафта Москвы, но и героями многочисленных публикаций и даже юмористических передач. Однако на самом деле мы практически ничего о них не знаем.

Как они живут, о чем думают и к чему стремятся? Исправить ситуацию решили ведущий научный сотрудник, НИУ ВШЭ Екатерина Деминцева и научный сотрудник ФГБУН Институт социологии РАН Вера Пешкова, которые провели масштабное исследование с участием почти 400 мигрантов из Узбекистана и Кыргызстана, проживающих в четырех разных районах Москвы.

Исследователей интересовали мигранты, живущие среди горожан и активно пользующиеся столичной инфраструктурой. Соответственно, рабочие, живущие на стройках, рынках и других изолированных местах, в «объектив» социологов не попали.

Если сделать набросок социального портрета «городских» мигрантов, то это будет мужчина или женщина в возрасте от 20 до 40 лет, со средним образованием, как правило, работающие и имеющие семью. Снимают чаще всего комнату или койко-место, работают в сфере обслуживания, торговле, строительстве или ЖКХ, зачастую без выходных. Если появляется свободное время, то тратят его на домашние дела, реже общение с друзьями, родственниками на улице или в «этнических» кафе и ресторанах быстрого питания, на поход на рынок, в торговый центр или на просмотр телевизора.

На первый взгляд, обычная жизнь среднестатистического горожанина или приезжего в Москве. Но это лишь внешняя сторона.

На деле, живя среди москвичей и даже в тех же домах, мигранты вынуждены мириться с более тяжелыми условиями работы и проживания, более низкой зарплатой, дискриминацией со стороны общества и постоянным чувством социального дискомфорта.

О том, что мигранты в столице живут в состоянии постоянной напряженности, говорит даже тот факт, что во время опросов многие из них боялись общаться с социологами.

«Так сложилось, что наше исследование пришлось на лето 2013 года, как раз когда в Москве произошла серия инцидентов на межнациональной почве (драка на рынке Матвеевский, массовые протесты жителей Бирюлево – прим. ред.). Поэтому во время интервью многие респонденты вели себя настороженно, боялись говорить, – рассказала в интервью корр. РВМ Вера Пешкова. – Даже когда мы представлялись социологами, объясняя научные цели беседы, большая часть наших собеседников считали нас журналистами и боялись еще больше».

thumb565  62683d500649ad5176297f9c413498c2

С другой стороны, среди столичных мигрантов достаточно много женщин, многие из которых не боятся приезжать в Россию самостоятельно.

 Так, среди участвующих в исследовании было 42,8% женщин и 57,2% мужчин. Ранее подавляющее число мигрантов составляли мужчины трудоспособного возраста, прибывавшие в Россию на заработки. Сейчас среди приехавших в Москву женщин есть и вдовы, и разведенные. Но чаще всего это незамужние молодые женщины и девушки, обычно дети мигрантов, живущих в России несколько лет, которых родители вызывают к себе по достижении ими совершеннолетия.

У большинства опрошенных мигрантов есть дети, чаще всего 2-3 ребенка, но многие оставляют их на родине. Мало кто решается перевезти их в Москву по ряду причин. Детей привозят лишь, когда появляется возможность снять собственное жилье, чаще всего комнату, то есть после нескольких лет жизни в России.

Живут везде

Об изолированных мигрантских районах в российской столице говорить не приходится – напротив, мигранты живут везде – от хрущевок и сталинских высоток до новостроек. Это связано с тем, что мигрант выбирает не район, и даже не дом, а квартиру, в которой он сможет снять койко-место. А такое жилье в Москве можно найти как в центре города в коммунальных квартирах или в «домах под расселение», так и в спальных районах в пятиэтажках или же новых квартирах «без отделки».

В среднем в одной квартире проживает 6-10 человек, при этом семейные пары могут жить бок о бок с холостяками и при подобном расселении не имеет значение пол и возраст соседа. Стоимость такого «угла» составляет порядка 3-4 тысяч рублей.

Как правило, в каждой такой многонаселенной квартире есть «ответственный квартиросъемщик» из числа мигрантов, который может позволить себе снимать отдельную комнату и сдавать остальную площадь под койко-места. Он взимает плату с жильцов, следит за порядком и контактирует с хозяином. Жильцы чаще всего знают его, а не хозяина квартиры, который, в свою очередь, может не догадываться о реальном числе жильцов.

При этом, наличие родственников или земляков в Москве вовсе не гарантирует вновь прибывшему мигранту лучших условий проживания. Родственники часто сами находятся в стесненных условиях, и могут лишь помочь вновь прибывшему найти жилье, порой в другом районе Москвы.

Большинство арендодателей отказывается сдавать жилье уроженцам из Средней Азии, маркируя объявления о сдаче пометками «предложение для русских» или «не Азия». Но мигранты сумели адаптироваться и к этому – даже если им не нравится их первое жилье в Москве, они быстро находят другое через знакомых, коллег по работе или земляков. Кроме того, появляются так называемые неформальные риелторские агентства, занимающиеся поиском жилья для «своих», например, среди узбеков или киргизов.

Что бы там ни говорили, но судя по результатам опросов, большинство мигрантов в Москве живут в худших условиях, чем у себя на родине. Там многие из них жили в доме с многочисленными родственниками, а в Москве им приходится годами делить кров с совершенно незнакомыми людьми, не имея личного пространства. Подобная жизнь приводит к постоянному стрессу. Если есть возможность «отдохнуть от Москвы», то мигранты непременно ей пользуются сами или помогают своим менее защищенным родственникам.

«Жену домой отправил. Пусть поживет лето в нормальных условиях. Она очень устала, плачет здесь все время», – рассказал социологам 42-летний охранник из Киргизии.

Необязательно покупать

Продукты мигранты по понятным причинам покупают в основном в магазинах эконом-класса, расположенных в районах их проживания. В выходные могут съездить на рынок, потому что «там дешевле».

Особой популярностью у всех опрошенных пользовались рынки «Садовод» и «Теплый стан», куда ездят мигранты, даже живущие в удаленных от этих рынков районах Москвы. Причина одна – там можно купить недорогую одежду. При этом о качестве одежды мигранты не беспокоятся, и признаются, что идут на такие траты лишь в крайнем случае.

Кроме того, многие «городские» мигранты любят походы в крупные московские торговые центры, такие как «Афимолл», «Ашан», «Метрополис» и др.

 Причем, как показали опросы, ходят они туда не столько за покупками, сколько за тем, чтобы приятно провести время в «красивом месте».

«Там красиво просто погулять, –  рассказал о походах в «Афимолл» уроженец Киргизии. –  Три раза в этом году [был]. С женой один раз. Там сестра моей жены работает уборщицей. Она приглашает иногда. Там фонтан есть, каждый час музыка».

«Торговый центр для наших респондентов – это и комфортная зона для проведения досуга, в которой они не только не ощущают финансовой неуверенности (поскольку там необязательно что-то покупать), но и чувствуют себя безопасно в закрытом городском пространстве,    поясняют исследователи. – Для многих торговые центры, расположенные неподалеку от дома, являются местом, где они могут провести время вне квартиры, при этом без особых затрат: они могут встречаться с друзьями в их коридорах, на скамейках, выставленных для посетителей».

Кроме того, выяснилось, что именно торговые центры в большей степени оправдали ожидания мигрантов от Москвы, которые в отличие от спальных районов, где им приходится жить и работать, стали истинным олицетворением красивой и яркой жизни. Особое разочарование испытали молодые мигранты, ожидавшие увидеть мегаполис с высотками, а оказавшиеся на окраинах с такими же, как на родине, пятиэтажками. «Ничего не поразило. Обычный народ, места, строительство обычное. Как во времена СССР, – поделился впечатлениями строитель-узбек. –  Ожидал большего. Телевизор смотришь – американские, европейские города, красивые многоэтажные здания, а здесь как у нас в Ташкенте».

Если подвести краткий итог, то получается, что прибывающие в Москву мигранты в принципе могут рассчитывать на качественное улучшение своей жизни, но лишь после нескольких лет жизни в полуподвальном помещении и работы без нормального сна и отдыха. Лишь после нескольких лет жизни в таком вахтовом режиме и в случае повышения зарплаты они начинают жить более полной жизнью и осваивать город. Сделать этот процесс менее болезненным и более эффективным могло бы появление хотя бы цивилизованного рынка аренды в Москве, но рассчитывать на то, что этим вопросом займутся, не приходится – если люди согласны жить в таких условиях, то почему бы на этом не заработать.

А пока в связи с тем, что столичная инфраструктура не позволяет приезжим из Средней Азии удовлетворить все свои социальные и культурные потребности, могут продолжать появляться новые «этнические» кафе и агентства недвижимости, медучреждения, детские сады, школы и другая инфраструктура, созданная их земляками.

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности