Большая семья Шлейферов была очень хорошо известна в царском Ташкенте.
В 1913 году по проекту Николая Шлейфера на Сквере был воздвигнут монумент генерал-губернатору К.П.Кауфману. Деньги благодарные ташкентцы собирали с миру по нитке.
Критики находили монумент удачным.
Никто и не подозревал, что памятнику суждено простоять всего шесть лет. После февраля 1917-го Кауфманский сквер стал излюбленным местом нескончаемых митингов. И если с переименованием сквера в честь пламенной революционерки Марии Спиридоновой сложностей не возникло, то памятник «царскому сатрапу» как кость в горле мешал туркестанским эсерам и большевикам.
До 1919 на сборищах памятник просто драпировали красными знаменами. Ко второй годовщине октябрьского переворота коммунисты снесли сам памятник, остался лишь постамент, на котором позднее пытались сооружать недолговечные пролетарские конструкции.
Сам Шлейфер об этом акте вандализма узнал позднее, когда кольцо фронтов вокруг Туркестанской автономной социалистической советской республики было разорвано и отрывочные вести стали доходить до Италии, где он исполнял функции консула царской России в Неаполе.
Несколько слов о родословной нашего героя.
Его отец генерал-лейтенант Георгий Шлейфер был породы ревностных служак. Он был ранен на Крымской войне, командовал военными инженерами в Оренбургском округе, находился в отряде М.Г.Черняева, взявшего Ташкент в 1865 году, в 1873 году участвовал в Хивинском походе. За что был произведен в генерал-майоры, после чего его перевели в Москву, где он служил управляющим императорскими дворцами.
Ташкент до сих пор хранит память о славном генерале. Он строил офицерское собрание, крепость, Обуховские ворота стоят до сих пор.
Именно от отца Николай Шлейфер и наследовал талант к рисованию. Молодой человек обучался в 3-ей московской военной гимназии и в 1881 году поступил в Николаевское инженерное училище, после окончания которого служил поручиком в 4-ом саперном батальоне и 1-ом железнодорожном батальоне.
Дала себя знать и тяга к искусству. Николай начинает в 1885 году посещать рисовальную школу при Обществе поощрения художеств. Затем поступает вольнослушателем в Императорскую академию художеств. А уже В 1891 году увольняется из армии в запас, отправляется заграницу, проживает в Италии и в других странах, занимается творчеством, принимает участие в выставках. В 1899 году возвращается в Санкт-Петербург и поступает на дипломатическую службу.
Карьеру в МИДе Шлейфер начал в должности вице-консула во Франкфурте-на-Майне. Дослужился до чина статского советника (в армии аналога этому чину не было, он находился между полковником и генерал-майором). Еще до начала Первой мировой войны Н.Г.Шлейфер был назначен консулом в Неаполь, и в РСФСР и СССР уже не возвращался.
После революции положение Н.Г.Шлейфера как консула стало двусмысленным: он представлял рухнувшее государство, а СССР не имел дипломатических отношений с Италией до 1924 года. Н.Г.Шлейфер, таким образом, семь лет находился в статусе «забытого дипломата».
В 1924 году в Неаполе появился советский дипломат, Н.Г.Шлейфер сдал ему ключи от консульства и имущество по описи.
Так он окончательно стал невозвращенцем и переехал в Рим, где его семья была близка к творческому кругу поэта Вячеслава Иванова.
Скончался Николай Шлейфер в Риме в 1940-ом.
Намогильный памятник Н.Г.Шлейферу в Риме. Фото Ирины Буддо (Рим).
Случай с трагическим концом монумента Кауфману не был первым в жизни скульптора. В 1908 году в Баденвейлере был установлен памятник А.П.Чехову его работы.
Писатель скончался в этом немецком городе четырьмя годами ранее. Это был первый памятник русскому писателю и вообще русскому человеку на Западе. Деньги собирали по подписке, крупные суммы пожертвовали К. Станиславский и актеры МХАТа.
Во время Первой мировой войны Германия нуждалась в бронзе и творение безжалостно порезали.
Правда, в 1992 году памятник А. П. Чехову в Баденвайлере восстановили сахалинцы. Его воплотил местный скульптор Владимир Чеботарёв. Бронзовый монумент занял место на старом постаменте 1908 года, Чехов изображён с поднятым воротником.
Сгинул в революционную смуту и бюст Александра III. Его скульптор изваял и он был установлен в Борках Харьковской губернии на месте крушения поезда с царской семьей. Большевики монарха не пощадили…
В 1913 году Н.Ш.Шлейфер создал скульптурную композицию с фигурами А.В.Суворова и М.Д.Скобелева в Белостоке. Но уже в 1915 году германская армия захватила город, а после гражданской войны город вошел в состав Польши и также беследно исчез.
Скульптурным произведениям малых форм Шлейфера повезло больше, несмотря на то что он не изваял ни одного пролетария или крестьянина, а среди героев сплошь цари, военачальники и дворяне.
Так, в двух вариантах существует бюст великого князя Константина Константиновича. Один из них хранится в Пушкинском доме, а другой иногда выплывает на аукционах.
Скульптуры Н.Г.Шлейфера находятся в Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственном мемориальном музее А.В.Суворова, Пушкинском доме, Центральном военно-морском музее, музее-заповеднике «Петергоф», Московской галерее И.Глазунова и в других государственных и частных собраниях.