На последнем Евразийском межправительственном совете в Ереване узбекский премьер-министр Абдулла Арипов был одной из самых ярких фигур.
Казалось, статус наблюдателя не располагает к бурной активности. Но Арипов был настойчив, не пропустил ни одного важного аспекта саммита. И закончил свою миссию подписанием плана совместных мероприятий с Евразийской экономической комиссией на 2024–2026 годы.
Было заметно, что Абдулла Арипов стремился выстроить практические отношения с партнерами по ЕАЭС поверх формальных барьеров. Это касалось вопросов таможни, финансов, госзакупок, антимонопольного регулирования, промышленности и АПК, энергетики и транспорта, ветеринарно-санитарных, фитосанитарных мер и защиты прав потребителей.
«После прихода к власти Шавката Мирзиеева Узбекистан проводит проактивную целеустремленную политику в отношениях с ближайшими экономическими партнёрами. Выжидательная тактика ушла в прошлое, — замечает Владимир Березовский из Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия». — Например, в рамках СНГ Ташкент выдвинул 90 практических предложений для развития многогранного сотрудничества. На сегодняшний день 80 из них были реализованы.
Узбекистан превратился в дипломатический центр Содружества, где регулярно проводятся заседания уставных органов и структур отраслевого сотрудничества. Не случайно также, что в 2024 году Ташкент объявлен молодежной столицей, а Самарканд — культурной столицей Содружества.
Под эгидой Ташкента, во время его председательства, была принята Стратегия экономического развития СНГ до 2030 года».
Да, внутри ЕАЭС Узбекистан не может развернуться, но нынешнее СНГ, где давно «отсохли» Украина и Молдавия, позволяет Ташкенту чувствовать себя на равных с другими партнерами.
Наблюдатели в Ереване обратили внимание на предложение Абдуллы Арипова по миграции. Он согласился на обмен цифровыми данными о гастарбайтерах, чтобы усилить контроль над ними. Узбекистан, по его словам, заинтересован во взаимном признании электронных документов.
Также Арипов захотел обмениваться информацией о социально незащищённых группах людей за пределами страны, имея в виду, очевидно, членов семей приезжих.
Напомним, что министр МВД РФ Владимир Колокольцев был в Ташкенте и настаивал на выполнении соглашения от 2021 года о предоставлении доступа к базам данных стран СНГ, чтобы лучше контролировать миграционный поток в Россию. После чего последовали показательные акции депортации в московском «Внуково», когда с ташкентского рейса разом завернули 90 человек. А теперь уже начались дактилоскопия и фото прибывающих иностранцев.
Похоже, Арипов выступил с компромиссом в этом вопросе. Ведь о массовой трудовой миграции в Узбекистан на сегодня речи не идет.
Все это лишний раз говорит о том, что Узбекистан всерьез и надолго проводит политику сближения с ЕАЭС. Слишком велико его экономическое притяжение, которое позволяет республике находить новые рынки сбыта своей продукции и щедрые инвестиции.