На 95-м году жизни скончался Герой Советского Союза, полковник в отставке легендарный Евгений Георгиевич Пепеляев. В небе Кореи он лично сбил 23 американских самолета.
Евгений Пепеляев родился 18 марта 1918 года в городе Бодайбо Иркутской губернии. В выборе пути первостепенным было влияние старшего брата Константина, ставшего военным летчиком, впоследствии погибшего в воздушном бою над озером Ильмень в 1941 году. До войны, переехав из далекой Сибири в Одессу к брату, Евгений добился приема в аэроклуб, после окончания которого поступил в Одесскую военную авиационную школу.
Служил молодой летчик на Дальнем Востоке, летал на самолетах И-16, ЛаГГ-3. В ноябре 1943 года был направлен на фронт. В составе истребительного полка, действовавшего на Белорусском фронте, провел 12 боевых вылетов на Як-7Б.
В 1945 году ставший уже заместителем командира авиаполка капитан Пепеляев воевал против японцев на Дальнем востоке, совершил более 30 боевых вылетов. После окончания Второй мировой, в декабре 1947 года, он окончил Высшие летно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава и был назначен заместителем командира того самого авиаполка, летчики которой первыми осваивали реактивные самолеты.
Летные таланты Пепеляева были замечены командованием, и с тех пор его служба была связана исключительно с реактивной авиацией. Его привлекают для участия в авиационных парадах. В паре с военным летчиком Валентином Лапшиным, первыми в стране, они продемонстрировали так называемый встречный пилотаж на МиГ-15 — один из самых рискованных и впечатляющих видов воздушного представления, когда сближающиеся с предельной скоростью самолеты расходятся в нескольких метрах.
С 1950 году он вместе со своим полком находится в длительной командировке в Китае. Грянула Корейская война. Не будем рассказывать о политических причинах этой войны, отметим только, что если бы не участие в этой войны контингента войск СССР, то не было бы сейчас и Народной республики Корея…
Свою первую победу Пепеляев одержал в середине мая 1951 года, открыв счет сбитых «Сейбров» (новейших американских самолетов) на серийном самолете МиГ-15. Современники отмечают, что Евгений Пепеляев провел лучший бой в сентябре 1951, когда в численно равном бою с восемью американскими машинами летчики ведомой им группы сбили четыре самолета, из них два он уничтожил лично. 6 октября командир Пепеляев подбил «Сейбр», затем совершивший вынужденную посадку на территории, контролируемой северокорейскими войсками. В считанные часы машина была вывезена с места вынужденной посадки и вскоре эвакуирована в Союз. Это был первый захваченный «Сейбр».
Цена трофея была столь высока, что, став предметом интриг, он в итоге так и не был поначалу «засчитан» Пепеляеву. Каково же было удивление и возмущение Евгения Георгиевича, когда, вернувшись на свой аэродром, он узнал, что свои права на эту победу заявил и другой летчик. Однако уже в последние годы тщательный анализ событий того дня, сделанный на основе советских и американских данных, который провел аргентинский историк Диего Зампини, расставил все точки над «i». По его версии, основанной на изучении американских архивов, самолет капитана Билла Гаррета действительно и достоверно сбил полковник Евгений Пепеляев.
По официальным данным, всего Пепеляев совершил в Корее 108 боевых вылетов, в 38 воздушных боях одержал 23 победы над реактивными самолетами противника. Это –мировой «боевой» рекорд реактивной авиации!
Полковник освоил около 30 типов реактивных боевых крылатых машин. В 1958 году он окончил Военную академию Генштаба. Летал до 1962 года, а окончательно демобилизовался в 1973 году.
После демобилизации работал в одном из московских НИИ. Жил в Москве.
Он умер в возрасте 95 лет 4 января 2013 года. Похороны на Николо-Архангельском кладбище в Москве не были пышными. Насколько известно, ни одного памятника Герою, «рекордсмену» реактивной боевой авиации, нигде пока нет…
Хочется верить, что память о нем все равно будет жить.
Источник — pravda.ru