18+
27 Ноября 10:31
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Растущая сила взаимного культурного притяжения

 В минувшие выходные узбекское телевидение впервые транслировало футбольные матчи из России. Показали игры клубов, за которые выступают местные игроки.

Некоторые восприняли показ как сенсацию. На самом деле, это еще и запоздало. 

Растущая сила взаимного культурного притяжения

В России давно и хорошо знают узбекский футбол. Мирджалол Касымов, Берадор Абдураимов, Эльдар Шамурадов, Аббас Файзуллаев — перечислять можно долго. С узбекским футболом в свою очередь связаны Николай Бесков, Виктор
Гранаткин, Андрей Якубик, Андрей Канчельскис…

 

Футбол, спорт — только одна из граней многоцветного «зеркального шара», озаряющего социокультурные отношения между странами. 

Они начали формироваться еще в 19 веке. 

Так, выдающийся культуролог, помощник всех царских генерал-губернаторов, выпускник Казанской духовной академии Николай Остроумов начал выпускать первую газету на узбекском языке, был автором первой книги о местном народе «Сарты». Он до сих пор считается отцом туркестановедения, открыл в крае школы, дружил с джадидами, был директором ташкентской гимназии и основателем учительской семинарии, из стен которой вышел Константин Юдахин — автор первого узбекского словаря. 

Подлинный расцвет ждал узбекскую культуру во времена СССР. И произошло это во многом за счет того, что она влилась в русле русского языка в широкую и мощную реку русской культуры, пережившей небывалый взлет после Пушкина. 

Известно, что сегодня в Узбекистане некоторые предпочитают «не замечать» или даже отрицать культурный сдвиг, случившийся в границах Узбекской ССР. Спорить с этим — только терять время и не уважать себя.

Вот лишь некоторые факты, от которых просто никуда не деться. 

Так, практически все узбекские звезды сцены получили образование в Москве: начиная от Батыра Закирова и кончая Куркмасом Мухитдиновым. 

Так, уже в 1925 году, на следующий год после образования республики, родилась киностудия «Узбекфильм», давшая дорогу местным кинодеятелям, приобщившая к новому виду искусства миллионы зрителей. 

Четыре года спустя распахнул занавес Государственный узбекский драмтеатр, ставший одним из первых национальных театров и давший толчок развитию узбекской драматургии. 

В 1947-ом начал давать спектакли Государственный узбекский музыкальный театр им. Мукими. 

В Самарканде под руководством Павла Бенькова первых студентов принял художественный техникум, ставший альма-матер для многих мастеров кисти. 

«Поистине революционным, гигантским шагом вперед для узбекского общества стал переход в 1929 году на кириллицу», — убежден Владимир Березовский из Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия». — Это привело к полнокровному слиянию двух народов, двух культур, двух, если хотите, менталитетов. Кириллица значительно ускорила процесс ликвидации безграмотности, максимально приблизила для молодежи высшее и специальное образование, распахнула кладезь русской и мировой культуры, науки,инженерии, позволила вовлечь в индустриализацию миллионы вчерашних дехкан,сделать из них полноценных горожан, современниками эпохи Юрия Гагарина». 

Причем, интерес друг к другу всегда был взаимным. 

Скажем, гениальный Алексей Щусев еще в молодости, при царе, свой путь начинал с изучения архитектурных сокровищ Самарканда. Отсюда «выросли» его шедевры в Москве, Ашхабаде, отсюда и Большой театр им. Алишера Навои. 

Что мы наблюдаем сегодня?

Процесс взаимного притяжения между Россией и Узбекистаном не только не ослабел, но обрел новую прочность, умноженную на рынок креативной индустрии.

Целая плеяда узбекских мастеров культуры плодотворно работает в России. Это Джаник Файзиев, Наталья Нурмухамедова и Виктор Вержбицкий, Азиза и Равшана Куркова, и это, не считая известных писателей, журналистов,ученых, художников, дизайнеров, телевизионщиков…

Растущая сила взаимного культурного притяжения

Павел Беньков. Провозглашение Узбекской ССР

Беглый просмотр ноябрьской афиши Ташкента: концерт мастеров искусств Белокаменной в театре имени Мукими, творческий вечер Георгия Дмитриева из Красноярска в консерватории, в «Туркестане» выездной спектакль «Мастери Маргарита», в патриархии форум с московскими писателями «Радость слова», а на Новый год в Большом уже сулят по московской моде «Щелкунчика» в постановке Максима Петрова…

Ну и кто сказал, что все кончилось….

Тимур ХАСАНОВ, Ташкент

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Растущая сила взаимного культурного притяжения

В комментариях запрещены нецензурная брань во всех видах (включая замену букв символами или на прикрепленных к комментариям изображениях), высказывания, разжигающие межнациональную, межрелигиозную и иную рознь, рекламные сообщения, провокации и оскорбления, а также комментарии, содержащие ссылки на сторонние сайты. Также просим вас не обращаться в комментариях к героям статей, политикам и международным лидерам — они вас не услышат. Бессодержательные, бессвязные и комментарии, требующие перевода с экзотических языков, а также конспирологические теории и проекции не пройдут модерацию. Спасибо за понимание!

[bws_google_captcha]
  1. Правдин:

    Тимур Хасанов, не Олег Якубик, а Андрей Якубик, стыдно это не знать!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности