В минувшие выходные узбекское телевидение впервые транслировало футбольные матчи из России. Показали игры клубов, за которые выступают местные игроки.
Некоторые восприняли показ как сенсацию. На самом деле, это еще и запоздало.
В России давно и хорошо знают узбекский футбол. Мирджалол Касымов, Берадор Абдураимов, Эльдар Шамурадов, Аббас Файзуллаев — перечислять можно долго. С узбекским футболом в свою очередь связаны Николай Бесков, Виктор
Гранаткин, Андрей Якубик, Андрей Канчельскис…
Футбол, спорт — только одна из граней многоцветного «зеркального шара», озаряющего социокультурные отношения между странами.
Они начали формироваться еще в 19 веке.
Так, выдающийся культуролог, помощник всех царских генерал-губернаторов, выпускник Казанской духовной академии Николай Остроумов начал выпускать первую газету на узбекском языке, был автором первой книги о местном народе «Сарты». Он до сих пор считается отцом туркестановедения, открыл в крае школы, дружил с джадидами, был директором ташкентской гимназии и основателем учительской семинарии, из стен которой вышел Константин Юдахин — автор первого узбекского словаря.
Подлинный расцвет ждал узбекскую культуру во времена СССР. И произошло это во многом за счет того, что она влилась в русле русского языка в широкую и мощную реку русской культуры, пережившей небывалый взлет после Пушкина.
Известно, что сегодня в Узбекистане некоторые предпочитают «не замечать» или даже отрицать культурный сдвиг, случившийся в границах Узбекской ССР. Спорить с этим — только терять время и не уважать себя.
Вот лишь некоторые факты, от которых просто никуда не деться.
Так, практически все узбекские звезды сцены получили образование в Москве: начиная от Батыра Закирова и кончая Куркмасом Мухитдиновым.
Так, уже в 1925 году, на следующий год после образования республики, родилась киностудия «Узбекфильм», давшая дорогу местным кинодеятелям, приобщившая к новому виду искусства миллионы зрителей.
Четыре года спустя распахнул занавес Государственный узбекский драмтеатр, ставший одним из первых национальных театров и давший толчок развитию узбекской драматургии.
В 1947-ом начал давать спектакли Государственный узбекский музыкальный театр им. Мукими.
В Самарканде под руководством Павла Бенькова первых студентов принял художественный техникум, ставший альма-матер для многих мастеров кисти.
«Поистине революционным, гигантским шагом вперед для узбекского общества стал переход в 1929 году на кириллицу», — убежден Владимир Березовский из Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия». — Это привело к полнокровному слиянию двух народов, двух культур, двух, если хотите, менталитетов. Кириллица значительно ускорила процесс ликвидации безграмотности, максимально приблизила для молодежи высшее и специальное образование, распахнула кладезь русской и мировой культуры, науки,инженерии, позволила вовлечь в индустриализацию миллионы вчерашних дехкан,сделать из них полноценных горожан, современниками эпохи Юрия Гагарина».
Причем, интерес друг к другу всегда был взаимным.
Скажем, гениальный Алексей Щусев еще в молодости, при царе, свой путь начинал с изучения архитектурных сокровищ Самарканда. Отсюда «выросли» его шедевры в Москве, Ашхабаде, отсюда и Большой театр им. Алишера Навои.
Что мы наблюдаем сегодня?
Процесс взаимного притяжения между Россией и Узбекистаном не только не ослабел, но обрел новую прочность, умноженную на рынок креативной индустрии.
Целая плеяда узбекских мастеров культуры плодотворно работает в России. Это Джаник Файзиев, Наталья Нурмухамедова и Виктор Вержбицкий, Азиза и Равшана Куркова, и это, не считая известных писателей, журналистов,ученых, художников, дизайнеров, телевизионщиков…
Павел Беньков. Провозглашение Узбекской ССР
Беглый просмотр ноябрьской афиши Ташкента: концерт мастеров искусств Белокаменной в театре имени Мукими, творческий вечер Георгия Дмитриева из Красноярска в консерватории, в «Туркестане» выездной спектакль «Мастери Маргарита», в патриархии форум с московскими писателями «Радость слова», а на Новый год в Большом уже сулят по московской моде «Щелкунчика» в постановке Максима Петрова…
Ну и кто сказал, что все кончилось….
Тимур Хасанов, не Олег Якубик, а Андрей Якубик, стыдно это не знать!