На полях Петербургского международного экономического форума окончательно оформился Тройственный газовый союз, он был предложен Владимиром Путиным в ноябре прошлого года.
Договор о транспортировке газа в Узбекистан был подписан «Газпромом» в лице Алексея Миллера и Казахгазом. Он пойдёт по советской трассе Средняя Азия-Центр. Голубое топливо уже в четвёртом квартале получат потребители в Узбекистане.
В будущем газ, вполне, вероятно, пойдет и в Китай.
Напомним, поначалу на предложение Москвы Казахстан ответил сдержанной готовностью рассмотреть идею, а Узбекистан выразил даже опасение возможной утраты части суверенитета. Министр энергетики Узбекистана Журабек Мирзамахмудов тогда опасался «политических условий».
Резкая реакция на идею союза, видимо, была продиктована «ценными» мнениями западных «аналитиков» о наличии второго дна в проекте. Однако совместная проработка деталей союза показали его сугубо экономическую направленность, а очевидная выгода для всех стран-участников взяла верх над ангажированными установками.
По данным Института прогнозирования и макроэкономических исследований, в Узбекистане сегодня дефицит электроэнергии в диапазоне 8–10%, который напрямую связан с нехваткой газа. При этом спрос на электроэнергию со стороны населения будет возрастать ежегодно на 6,2–6,5% вплоть до 2035-го.
Уже к 2030 году потребуется увеличить энергетические мощности в 1,8–1,9 раза против нынешнего уровня. В это убеждает простая статистика. Если в 1991-ом в Узбекистане насчитывалось 20 млн человек и добывалось 62 млрд куб. м газа, то в 2022 году – уже 36 млн человек и 52 млрд куб. м газа. Плюс выросли промышленные мощности.
Холодная зима 2022/2023 годов показала, что энергетическая инфраструктура уже не справляется с нагрузками.
«Два последних года в начале зимы Узбекистан сталкивался с энергокризисами. В 2022 году случился блэкаут, в 2023 году аномальные холода привели к нехватке газа и ограничению газо- и теплоснабжения. Безусловно, повторения этого не хочет никто, поэтому после подписания Газпромом «дорожных карт» по сотрудничеству в газовой отрасли с Узбекистаном и Казахстаном, процесс создания «газового союза» стал заметно активнее. Узбекистану участие в союзе даст возможности не только решить внутренние задачи по газо- и энергоснабжению, но и позволит встроиться в новые газовые маршруты, которые свяжут Россию со странами Юго-Восточной Азии, Пакистаном и Афганистаном», – убежден независимый эксперт, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Академии наук Республики Узбекистан Бахтиёр Алимджанов.
На сегодня, через Узбекистан и Казахстан проложены две ветки построенного еще в СССР газопровода Центральная Азия — Центр (из Туркменистана в Россию). Из России в Узбекистан через Казахстан проложен газопровод Бухара — Урал. В 2020 году «Газпромом» и «КазТрансГазом» создана рабочая группа по проекту газопровода из российского Барнаула в казахстанский Усть-Каменогорск, планируемая мощность которого 2,3 млрд куб. м газа в год.
Если власти Казахстана ожидают дефицит газа к 2025 году, то дефицитный и испытывающий небывалое давление на энергосистему Узбекистан, прямо заинтересован в скорейшем старте «газового союза».
Помешать тут могли только политические «аналитики», нерадивые доморощенные чиновники и западные «страшилки». Но польза и выгода от проекта перевесила все эти домыслы политиканов.
Сказали марте