На ближайшую субботу, 13 июля, назначены выборы председателя правления Русского культурного центра Узбекистана, представляющего миллионную диаспору. И это вызывает массу острых вопросов.
Так, имя нового лидера должно быть названо на расширенном правлении, хотя по уставу РКЦ это решает только конференция. Что, увы, не случайность, не промашка организаторов, а цинично просчитанная комбинация.
Дело в том, что за двадцать лет РКЦ ни один из председателей не был выбран нормальным демократическим путем. С выдвижением нескольких кандидатур, с программами, с их широким обсуждением, с тайным голосованием. Все происходило как при Брежневе. Из неведомых верхов «предлагалась» кандидатура, правление за него покорно голосовало. А заканчивалось все это печально.
Первый председатель Сергей Зинин, недавно скончавшийся в изгнании, много сделавший для становления РКЦ своим авторитетом видного филолога, без всяких видимых причин, под угрозой уголовного дела, был также и смещен по указке сверху, положив при этом на стол и мандат депутата парламента.
Этой же дорогой проследовала бывший сенатор и директор лучшей столичной школы Светлана Герасимова, срочно, подальше от греха, переехавшая в Москву.
Затем настал черед Татьяны Моторнюк, которая пришла к руководству буквально по головам, под улюлюканье в местной прессе над старожилами РКЦ, встретившими в штыки ее назначение. Финал был предсказуем. Год назад госпожа Моторнюк после позорного пикета у российского посольства, скандала с выпускниками платных подготовительных курсов, не попавших в российские вузы, также не вернулась из «командировки в Псков».
Ясно, после таких «кадровых решений» репутация РКЦ в глазах общественности упала ниже некуда. В самом Центре царят «разброд и шатания»-многие члены правления, а среди них депутаты парламента, месяцами не показываются, в региональных отделениях люди варятся в собственном соку.
Нынче мы становимся свидетелями нового «захода». На этот раз Республиканский Интернациональный культурный центр (есть в Узбекистане такая организация, руководство которой назначается правительством) «проталкивает» Александра Аристова, который год продержался в качестве исполняющего обязанности председателя правления. Других фигур на горизонте, как обычно, не видно. А выборы решено провести втихаря, украдкой, чтобы «свой человек» не испытал никаких проблем.
Ситуация усугубляется тем, что РКЦ-единственая общественная организация русских на всю республику. Других «попросили» на выход с вещами, чтобы, видимо, не мельтешили.
Вернемся, однако, к предстоящим выборам. В принципе, господин Аристов, на котором «настаивает» Интерцентр, ничем себя не скомпрометировал. В прошлом журналист, он последние три года работает гендиректором СП, связанного со строительством. По совместительству-один из функционеров азербайджанского культурного центра. Человек занятой. Чтобы получить его подпись, сотрудники РКЦ нередко берут такси и мчатся к нему в СП.
Беда в том, что Александр Аристов практически новый человек в жизни русской диаспоры, не замеченный прежде в черновой низовой работе. Его привела в правление с улицы и назначила своим замом госпожа Моторнюк, как утверждается, на почве личных связей. И она же приказом назначила его исполняющим обязанности, хотя были еще два проверенных зама.
Понятно, что фигура господина Аристова, которого просто плохо знают в самом РКЦ, в диаспоре, вызывает немало толков и пересудов. Сумеет ли он со своей занятостью, порывистостью наладить работу РКЦ, придать ей новый импульс, грамотно выстроить отношения с местными властями, с Россотрудничеством, с посольством РФ в Ташкенте, с фондами «Русский мир» и защитой прав соотечественников, проживающих за рубежом, как впишется РКЦ в программу добровольного переселения?
Не скрываются и опасения, что «внедрение» господина Аристова на пост председателя правления может также закончиться некрасивой историей, а РКЦ вновь понесет моральные убытки. Уж слишком похож сценарий нынешних выборов без выбора на предыдущие.
Думается, у РКЦ больше нет права повторять горькие ошибки, нужно встрепенуться, вспомнить наконец о своем статусе общественной организации и самим выбрать нового лидера. А заодно и освежить правление, где нужны не свадебные генералы, не вчерашние аппаратчики, привыкшие брать под козырек, но люди полные сил, креативные, принципиальные, с оригинальными идеями.
Следует сделать выводы и Интерцентру, чья практика в кадровой политике пока приводит только к провалам и хаосу, выбивает РКЦ из рабочего ритма, бьет по его авторитету. Хотя по идее все должно быть с точностью наоборот.
Русская диаспора – это передовая часть узбекского общества за счет своей широкой образованности, динамичности, многогранности. Она вносит серьезный вклад в процветание республики, демонстрируя лояльность и присущую ей толерантность. Среди членов диаспоры-немало видных деятелей культуры, науки, бизнеса, армии, церкви, из числа которых вполне может появиться новый лидер РКЦ, способный повести за собой. Надо только дать шанс РКЦ, общине свободно, на свое усмотрение, без надуманных фобий о «пятой колонне», без нажима и «утвержденных сроков» решать свои проблемы.
Хочется верить, что предстоящее расширенное правление станет прологом возрождения РКЦ, началом большой и крайне нужной работы на демократических основах.