100 лет назад в Самаре скончался выдающийся русский востоковед Нил Лыкошин. Его след в истории Туркестана отчетливо просматривается и сегодня.
Нил Сергеевич попал в далекий край сразу после окончания Павловского военного училище, в 20 лет начав службу в Туркестанской артиллерийской бригаде в Ура-Тюбе. Он буквально влюбился в новый край, ставший ему настоящей родиной.
Дослужившись до чина штабс-капитана в 1889 году, стал помощником начальника Ташкента по полицейской части. В его подчинении находилась вся Азиатская часть города.
В 1897 году Лыкошин был назначен помощником начальника Чимкентского уезда. Затем, в чине подполковника, продолжил свою службу в Самаркандской области и Амударьинском отделе Туркестанского края.
Пиком его военной карьеры стал период 1914-1917 годов, когда генерал-майор Лыкошин в должности военного губернатора возглавлял Самаркандскую область.
Сорок лет провел Нил Сергеевич в Туркестанском крае, изучив его историю и археологию, этнографию и литературу. Прекрасно владея основными языками края – персидским и таджикским, узбекским, казахским и туркменским, генерал опубликовал более восьмисот статей в местной прессе. Он был одним из учредителей ТКЛА (Туркестанского кружка любителей археологии) и его неофициальным историографом.
Именно его перу принадлежит самый первый опубликованный археологический обзор Туркестанского края со времен завоевания до 1895 года, а также деятельности ТКЛА за первое десятилетие его существования.
Помимо историографической и этнографической деятельности, Нил Сергеевич много и плодотворно занимался переводами сочинений восточных авторов на русский язык. Среди наиболее известных следует назвать труды Мухаммеда-Садыка Кашгари «Правила приличия на Востоке», книгу Наршахи об истории Бухары, текст наставлений дервишей ордена Накшбанди «Рисола-и-тарикат».
После октябрьского переворота Лыкошин три года (1917-1920) преподавал этнографию и тюркские языки в Туркестанском народном университете и педагогическом училище. С ним как с экспертом советовался сам Троцкий во время посещения Ташкента. ЦИК попросил его подготовить декрет о статусе тюркского как государственного языка. Однако после деятельности так называемой комиссии Чичерина-Элиавы был сделан категорический вывод о необходимости высылки всех бывших «царских чиновников, использование коих в Туркестане политически неприемлемо».
Сегодня-хокимият Самарканда
Осенью и зимой 1920 года из культурных центов Средней Азии в срочном порядке было выслано более трех тысяч представителей офицерства и «старой интеллигенции». Вместо них пришли матросы, кавалеристы, вчерашние каторжане, в лучшем случае типографские рабочие, знавшие грамоту. Ташкентом, например, в те годы руководил вчерашний сапожник с 4 классами образования Лазарь Каганович.
Нил Лыкошин был вынужден перебраться из Ташкента с дочерью в Самару, где с помощью известного востоковеда Василия Бартольда удалось получить место преподавателя тюркско-татарских наречий в местном университете. Но пережитая травля, смена климата не прошли для него бесследно: Нил Сергеевич вскоре заболел саркомой легких и сгорел за полгода. Жизнь выдающегося ученого-востоковеда оборвалась в 62 года.
Время, впрочем, все расставило по местам. Труды Лыкошина признаны востоковедения, они еще долго будут служить фундаментом и ориентиром для современных ориенталистов Средней Азии и России.
Следует отметить, что многие статьи Лыкошина публиковались в самаркандской газете «Окраина». Первая из них под названием «Всемогущество Божие» (Азиатская легенда) увидела свет в 127 номере этого издания за 1890 год.
Следом за ней в том же году в номерах 238-241 последовал материал «Киргизское предание. Джулламан и Калкаман».
В следующем году под псевдонимом «Миршаб» были изданы и другие его материалы — «Похороны у местного населения» (1891, №№ 22,24) и «Мусульманский пост Руза» (1890,№№ 68, 69).
В той же газете Лыкошин опубликовал статью о приезде в Ташкент хивинского наследника Асфандияра-тюри (1891, № 109) и «Турпак-салды. Туземный обычай» (1892, №№№ 125-127), «Переселение и переселенцы» (1892), «Памяти Н.А. Маева (1896), «Джура. Местный обычай» (1896). Каждая из этих публикаций-ценнейшее свидетельство современника той эпохи, точное, предельно детализированное.
Нил Лыкошин был прогрессивным представителем военно-политической элиты Туркестанского края, выдающимся практиком. Кстати, его досрочно отравили в отставку за либерализм по отношению к участникам восстания 1916 года против царского призыва на тыловые работы. Он пытался убедить высшее начальство, что время для такого решения выбрано неудачно, события были спровоцированы. И пострадал.
Лыкошина отличали две черты-реализм и доброе внимательное отношение к местному народу, ставшим для него близким и понятным. Что, разумеется, давало глубокое, основательное знаний истории, нравов и культуры коренного населения.