Пока НАТО и его союзники «продвигали демократию» в Афганистане, американские геологи не теряли время даром.
Сегодня, когда завершающий этап операции «Несокрушимая свобода» подходит к концу, появились более точные результаты их работы. Они потрясают. В недрах нищего Афганистана несметные сокровища, из-за которых, видимо, и был весь сыр-бор вокруг Бен Ладена и его шайки. Запасы ценнейших ископаемых стоят почти триллион долларов. Из них:
железа – на 421 млрд долл.,
меди – на 274 млрд долл.,
ниобия – на 81,2 млрд долл.,
кобальта — на 50,8 млрд долл.,
золота — на 25 млрд долл.,
молибдена — на 24 млрд долл.
Не случайно афганское бездорожье становится предметом схватки. Речь идет о строительстве новых железнодорожных транспортных коридоров. Кто первым сумеет договориться с афганским правительством о прокладке таких коридоров к портам на побережье Индийского океана, тот и получит преференции в разработке залежей. И похоже, ни одна сторона не намерена инвестировать в строительство горнорудных комбинатов в самом Афганистане – слишком непредсказуемая ситуация. Лучше выкопать и вывезти.
По данным Института Центральной Азии и Кавказа, до последнего времени Афганистан вообще не имел железных дорог, за исключением двух очень коротких одноколейных веток на границе с Туркменистаном и Узбекистаном. Обе эти ветки были построены в советское время для доставки предназначавшихся для Афганистана грузов до перевалочных терминалов, находившихся в пограничных пунктах на туркмено-афганской и узбекско-афганской границе.
Главную роль в создании новой инфраструктуры играет объединение ЦАРЕС (Центрально-Азиатское региональноe экономическое сотрудничество), в которое входят 10 азиатских государств и которое нацелило свои планы на Афганистан. А решающее слово в этой структуре принадлежит Пекину.
Афганистан является членом ЦАРЕС, и таким образом КНР автоматически получает преимущества в дележе пирога. В октябре прошлого года был одобрен так называемый Уханьский План действий 11-й Министерской конференции ЦАРЕС. Он предусматривает вложение более $23 миллиардов в новые региональные проекты по транспортной инфраструктуре вместе с инициативами в областях энергетики и торговли. На шести маршрутах определены шестьдесят восемь проектов, и подавляющее большинство из них относится к Афганистану. В том числе создание транспортных коридоров, связывающих порты на востоке КНР с транспортными узлами в Карачи и Гвадаре в Пакистане.
Другой участник ЦАРЕС, Узбекистан, приступит в 2013 году к прокладке нового 230-километрового отрезка железной дороги между Мазари-Шарифом и Андхоем на западе Афганистана.Он является частью планируемой железной дороги, которая пройдет по маршруту Шерхан – Бандар – Кундуз – Хульм – Найбабад – Андхой – Герат и обеспечит транспортировку добытого сырья большей части разведанных месторождений.
Этот же план предусматривает постройку Таджикистаном к 2015 году 50-километровой железной дороги Колхозобод – Дусти – Нижний Пяндж, а также строительство Туркменистаном и Афганистаном 126-километровой железной дороги Атамурат – Ымамназар – Акина – Андхой, которая должна быть введена в строй также в 2015 году.
По данным Азиатского банка развития, афганская железная дорога протяженностью в
Не стоят в стороне от железнодорожных проектов и вездесущие США. И все бы хорошо, если бы не хроническая антироссийская паранойя.
Так, на днях в Вашингтоне был распространен доклад, подготовленный для Конгресса США аппаратом специального инспектора по проектам реконструкции в Афганистане (SIGAR). В нем сообщается, что «Министерство обороны США оказывают Афганистану помощь в создании железнодорожной инфраструктуры, которая соединит его с соседними государствами Центральной Азии».
Речь идет о создании Северного железнодорожного маршрута, который, открыв Узбекистану, Таджикистану и Туркменистану выход на иранский порт Бендар-Аббас, предоставит им «новый железнодорожный коридор, свободный от влияния России и обеспечивающий такой выход на мировые рынки, которого раньше никогда не было…» В докладе подчеркивается, что протяженность этого коридора «будет вдвое меньше маршрута, который традиционно используется этими странами и идет через Россию к побережью Балтийского моря».
Словно Россия когда-то блокировала пути для товаров из Центральной Азии, ставила преграды. На самом деле, Москва всегда шла навстречу и создавала льготные условия, скажем, для перевозки узбекских овощей и фруктов. А потому антироссийская риторика тут неуместна и явно носит заказной характер.
Другое дело, что включаясь в создание новой транспортной инфраструктуры в Афганистане, США «столбят» за собой значительную часть афганских природных богатств. Не зря же тут с 2001 года «боролись за свободу»…
Источник — Фонд стратегической культуры