Шавкат Мирзиеев 25 сентября на Совете управляющих Азиатского банка инфраструктурных инвестиций представил программу модернизации транспортной системы страны
Она — грандиозна и стоит 30 миллиардов долларов до 2030 года.
Так, в ближайшие годы начнется строительство новых скоростных линий для поездов по маршрутам Ташкент – Самарканд и Самарканд – Навои – Бухара.
Платные автодороги соединят Ташкент с Самаркандом и Андижаном. А все вместе это значительно сократит время в пути и облегчит перемещение между ключевыми городами, помнящих еще колонны Тамерлана.
Это «повышение скоростей» в масштабах страны будет крайне выгодно и соседям Узбекистана. С ним граничат все остальные государства Центральной Азии.
Неудивительно, что Ташкент намерен реализовать своё выгодное положение естественного хаба на перекрёстке торговых путей в Евразии. Один из таких маршрутов соединяет Беларусь, Россию, Казахстан, Узбекистан, Афганистан и Пакистан.
Об этом, кстати, шла речь во время недавнего визита Михаила Мишустина в Ташкент. Обсуждалась, в частности, идея продлить этот маршрут до необъятной Индии. Причем, используя железные и автомобильные дороги.
Маршрут «Север — Юг» это и сеть путей, которые значительно дешевле для переброски грузов.
Ожидается, что к 2030 году по маршруту «Север — Юг» будут переправляться свыше 40 миллионов тонн грузов.
Несомненно, от этого только выиграет узбекская экономика. Она получит хорошие деньги за транзит и прочие услуги. А также выйдет на новые рынки сбыта, что уже отлично видно по бурному потоку товаров в разоренный войной Афганистан.
Весьма полезен для Узбекистана и новый торговый маршрут «Россия — Каспийское море — Туркменистан — Узбекистан — Киргизия». Если к нему пристыкуется долгожданная дорога из Китая, то можно смело говорить о создании нового Шелкового пути.
«Энергичное транспортное развития Центральной Азии обречено на успешное будущее, — считает Владимир Березовский из Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия». — Это станет выходом из положения в случае раскола на блоки мировой экономики, а именно к этому клонит Запад, не желающий честной конкуренции с набирающим силу Югом, с Россией. Мало сомнений, где в таком случае окажется Узбекистан. А потому новые дороги надо прокладывать заранее, чтобы завтра не оказаться в тупике».
Пока Узбекистан финансирует только свою внутреннюю инфраструктуру. Но, видимо, время пришло подумать и об инвестициях за границей. Ситуация благоволит. Ни Россия, ни Китай, главные игроки в регионе, не ставят никаких политических условий, согласны на равные честные отношения в проектировании и реализации поистине исторических проектов.