Хочешь управлять общественным мнением – контролируй СМИ. Эту политику проводят США в Центральной Азии.
Они вкладывают миллионы и миллионы долларов в региональную прессу — выделяют гранты на запуск новых изданий, учебу, поездки на Запад, MediaCamp для журналистов, финансируют премии, чтобы продвигать западную повестку.
Ставки растут с каждым днем. Главная цель не скрывается – ослабить позиции России и Китая, настроить общественное мнение против этих стран, особенно через призму событий на Украине.
Если для антикитайской пропаганды пока достаточно страшилок, распространяемых «сарафанным радио», то с Россией все сложнее. Между странами нет языкового барьера, широкие и тесные человеческие связи, культурное единство так просто не перечеркнешь. А потому в ход идут другие методы.
Так, в Узбекистане в конце прошлого года список зарубежных телеканалов был увеличен с 50 до 192. Западные пропагандисты расценили это как крупный успех в борьбе с российским ТВ, пользующимся большим успехом в регионе. Перед этим со стороны прозападных СМИ и лоббистов была организована целая кампания с навешиванием ярлыков «клевета», «контент низкого качества» и «зомбоящик». Однако продавить ключевое решение об ограничении вещания российских телеканалов не удалось.
Гранты прозападным СМИ традиционно выделяет Фонд Сороса, который вернулся в Центральную Азию в новом обличье. Теперь организация будет называться Аналитический центр CAPS Unlock (Central Asia Policy Studies), а среди его задач значится поддержка «демократических реформ и свободы слова», ЛГБТ-повестки, программы «исторической памяти» и ряд других провокационных проектов. Но всех явно прослеживается желание навязать странам Центральной Азии и, в частности, Узбекистану собственную информационную повестку, удалив, вопреки пресловутой толерантности, иные точки зрения.
Спектр западной пропаганды очерчен ясно. Это неолиберальные ценности, разжигание русофобии и местного национализма.
Так, по указке из Госдепа, стало модным показывать отношения России и среднеазиатских республик как историю метрополии и колонии. Что, конечно, просто смешно, если учитывать огромные вложения в регион в годы советской власти, да и во время Империи Средняя Азия всегда была убыточным регионом, требующим дотаций.
Наряду с долларовым пряником, Запад использует и кнут для местной прессы, которая в своем большинстве остается на объективных позициях. Свежий пример – недавний «рейтинг» британской правозащитной организации Article 19. На его основании Узбекистан попал в категорию «кризис со свободой слова». И это при том, что в 2022 году число СМИ в республике выросло почти на 30% против 2016 года, только онлайн-изданий уже сегодня 677.
«Вообще школа журналистики Узбекистана насчитывает уже более века, и восходит ещё к журналистам-джадидам, таким как Саид-Ризо Али-заде, Саттархан Абдулгафаров, Ашурали Захири, Бекджан Рахманов, Абдурахман Сайях, Абдурауф Фитрат, Хамза Хаким-заде, Абдукадыр Шакури и другие.
За более чем вековую историю журналисты пережили очень многое – три революции, три войны, индустриализацию, коллективизацию, «культурную революцию», репрессии, кукурузную эпопею, «застой», «перестройку», распад СССР, строительство новых государств…
Чего стоила, например, организация целых 12 фронтовых газет на узбекском языке в 1941-1945 годах! Или информационный бум времен «перестройки»?
И очень странно, когда представители стран, не имеющих и десятой доли нашего опыта, пытаются учить наших журналистов тому, как и о чём писать, как и что освещать!», — заявил изданию «Восточный экспресс 24» кандидат философских наук, политолог, старший научный сотрудник Института государства и права АН РУз Равшан Назаров.
Забавно, что, несмотря на миллионные вливания, недавнее исследование USAID и Internews показало, что жители Центральной Азии больше всего доверяют именно российским источникам.
Так, 8 из 10 самых популярных каналов в Узбекистане и Казахстане являются российскими. Больше того, зрители и слушатели Таджикистана и Узбекистана хотели бы увеличить число российских источников информации и уменьшить вещание американских и европейских медиа.
«Американская мечта» — это, конечно, хорошо, но у нас есть свои мечты и свой политический путь. Масс-медиа Узбекистана поддерживают политику реформ Шавката Мирзиёева. Все прекрасно понимают, что развитие прессы неизбежно связано с независимым Узбекистаном, а век марионеток, как показывает практика, короток и жалок.