Не стало замечательного узбекского режиссера, драматурга и просветителя Абдулазиза Махмудова. Abdulaziz Mahmudov. Он творил много и на русском языке, пишет Узбекистан:блокнот исследователя.
Абдулазиз Абдулхакович родился 28 декабря 1950 года. Выпусник факультета русского языка и литературы Туркменского университета, Высших режиссерских курсов в Москве. В 1978-1989 годах работал на «Узкинохронике». С 1989 стал независимым киножурналистом, сотрудничал с журналом «Огонёк», программами «Очевидное-невероятное», «Взгляд», «До и после полуночи». В 1992 году учредил частную киностудию «Абдуллазиз-М».
Абдулазиз Махмудов — автор свыше 60 документальных, научно-популярных и учебных кинофильмов. В том числе, такие известные как «Кровопролитие в Паркенте», «Узбекское дело», «Ферганская трагедия», «Мажоры», «Приёмная президента»
Его фильмы представляли Узбекистан на международных площадках: в Минске (1982), Хабаровске (1984), Париже (1995), Москве (2000), Санкт–Петербурге (2001).
Абдулазиз Махмудов вёл активную общественную и просветительскую деятельность, внёс значительный вклад в развитие демократической мысли и движения в нашей республике!, — пишет о нём доктор философии и политологии Gulsara Shermatova.
Он хорошо знал свой узбекский народ. И одно из своих эссе посвятил понятию категории «Тирикчилик», без без осмысления которого сложно понимать национальный уклад жизни.
«Тирикчилик»
«Тирикчилик» – житьё, повседневное существование, содержать, кормить семью».
УЗБЕКСКО-РУССКИЙ СЛОВАРЬ С.АКОБИРОВА И Г.МИХАЙЛОВА.
«Тирикчилик» неразрывно связан с кипящим чёрным казаном. Спросите у миллиардера Алишера Усманова, как тирикчилик? Он с достоинством ответит:
— Слава богу! Чёрный казан кипит.
С таким же непоколебимым достоинством ответит вам и бедолага, едва сводящий концы с концами. Правда, размеры чёрных казанов и их содержимого несопоставимы.
«Тирикчилик» – это синоним заботы о семье, и чёрном казане, который обязан кипеть. «Тирикчилик» — это борьба за существование в Независимом Узбекистане, где от нас с вами, от простых людей, ничего не зависит. И кипящий казан — смысл всего нашего бытия, вопрос жизни и смерти.
Тирикчилик и кипящий казан — смысл всего нашего бытия, вопрос жизни и смерти.
Пресловутым «тирикчилик» занимается и попрошайка, бродящая по людным местам с чадящим кадилом исрыка (сухой травы гармалы – ред.). И гаишник «на охоте» с радаром. И вымогатель-чиновник. И аферист международного масштаба. «Тирикчилик», служит оправданием лжи узбекских журналистов на телевидении и в печати. «Тирикчилик» — когда люди совсем не бедные воруют воду, газ и электроэнергию для своих домов, теплиц и производственных цехов. (Я это видел собственными глазами.) «Тирикчилик» — когда водитель набивает пассажирами свой автобус, как бочку с селёдкой. (Правда, «тирикчилик» водителя, не подразумевает комфорта пассажира.)
«Тирикчилик» — когда браконьеры километровыми сетями вылавливают всю рыбу из водоёмов. Казалось бы, что проще — нужно прекратить ввозить и продавать сети, зарегистрировать анонимные лодки и значительная часть проблемы охраны природы решится. Тогда как же «тирикчилик»? Разрушится «биологическая цепочка».
Справедливости ради надо сказать, что «тирикчилик» фермера, пытающегося хитрить, чтобы выжить, не то же самое, что «тирикчилик» хокима районного масштаба.
«Тирикчилик» преподавателя университета или врача разительно отличается от «тирикчилик» банкира или министра.
«Тирикчилик» – катастрофа, если становится главным мотивом деятельности педагога, хирурга, судьи, правоохранителя или министра.
Как оправдать жадность господ амалдоров (чиновников – ред.), чьи «тирикчилик» — немыслимые, в 1000 и более кубометров… Что вокруг чёрных казанов можно устраивать корпоративные пикники, купаться в шоколаде, пить шампанское и загорать, облизывая друг друга.
Как не поражаться аппетиту самых что ни на есть высокопоставленных «слуг народа», чьи казаны — что озёра и водохранилища, круглосуточно питаемые бурными реками и ручьями?
«Тирикчилик» чиновника, как и малокультурного водителя автобуса, не предполагает уважительного отношения к нам с вами — простым людям.
Проще всего «тирикчилик» списать на менталитет. Но ведь рыба гниёт с головы.
Элита создаёт правила поведения, а население успешно копирует и приспосабливается ко всему, что видит в верхах. Поэтому «тирикчилик» находит сочувствие и понимание в массовом сознании.
«Тирикчилик» — это синоним тотальной коррупции, вседозволенности и круговой поруки. Может быть, именно в этом чудовищном эгоцентризме, корни нашей неприязни к нам самим и других к нам?
Если помните, присказка о чёрном казане имеет продолжение. Которое гласит: «Чёрный казан кипит и ладно! До других мне дела нет».
Отсюда наша инфантильность, разобщенность, застой и деградация.
А что же станется с нами, c населением? Разве с нами советовались до сих пор? Мы по-прежнему будем фрустрировать. Ругаться на кухне. Безумно радоваться, что выжили, и делать свой скромный «тирикчилик». «Чёрный казан кипит, и ладно!».
От себя добавлю лишь расхожую в Узбекистане поговорку:
«Тирикчиликнинг айби йук»
— ТО ЕСТЬ «У ТИРИКЧИЛИКА НЕТ ВИНЫ» (НИКОГО НЕЛЬЗЯ ВИНИТЬ ЗА ТО, КАК ОН ДОБЫВАЕТ СРЕДСТВА ДЛЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ).