В этом году исполнится 115 лет со дня рождения архитектора Леонида Георгиевича Караша. Увы, несправедливо забытого…
Портрет Л.Г.Караша кисти его ученика, архитектора Р.А.Хайрутдинова.
В 2017 году краевед Татьяна Вавилова, проходя мимо могилы Л.Г.Караша и его матери В.И.Караш на Боткинском кладбище, обнаружила, что памятник стал безымянным. Вандалы и охотники за цветными металлами сбили с надгробия табличку с именами покойных. А значит, последний приют архитектора имел все шансы исчезнуть, как это часто бывает на этом погосте, где участки очень дороги.
Это было бы величайшей несправедливостью по отношению к памяти Л.Г.Караша, который давным-давно заслужил, чтобы в его честь назвать одну из улиц узбекской столицы. Но такой славы, заметим, пока не заслужил ни один из столичных архитекторов.
О чем говорить, что о Караше нет даже статьи в Википедии!
К счастью, трудами родственников и неравнодушных людей памятник на Боткинском кладбище был восстановлен, и благодарные потомки могут возложить цветы на его могилу.
Чем же знаменит Караш?
Один фонтан перед театром Навои чего стоит! С конца 40-х годов прошлого века он не только украшает площадь перед храмом искусств, но и сам превратился в культовое место встреч ташкентцев и гостей столицы.
Идея возведения фонтана принадлежала главному архитектору проекта Алексею Щусеву, ему ассистировали В.Е.Архангельский и Л.К.Караш. В идее зодчих просматривалась аналогия с композицией площади перед Большим театром в Москве. Но ташкентский фонтан — это шедевр.
Ташкент в ту пору не был избалован фонтанами. Первый появился во второй половине ХIХ-го века в губернаторском саду еще при Константине Кауфмане, затем фонтан ударил во дворце опального великого князя Н.К.Искандер-Романова в 1890 году по проекту В.С.Гейнцельмана и А.Л.Бенуа.
Еще один фонтан забил в доме дипломата А.А.Половцова в 1896 году по проекту архитектора А.А.Бурмейстера.
Первый изначально общественный ташкентский фонтан возвели военные под руководством подполковника Л.К.Краббе в 1909 году к открытию XXV-ой Туркестанской юбилейной сельскохозяйственной выставки, потом он перекочевал в парк Военного собрания (ОДО).
Над продолжением архитектурной композиции Театральной площади Л.Г.Караш трудился вместе со своим многолетним соавтором М.С.Булатовым. В 1958 году они сотворили красавицу-гостиницу «Ташкент».
Архитекторы использовали прием среднеазиатской средневековой архитектуры — Кош. И, конечно же, М.С.Булатов и Л.Г.Караш разместили во внутреннем дворике гостиницы «Ташкент» фонтан-градирню, т.е. фонтан выполнял также функцию водяного охлаждения номеров, что было новшеством для Ташкента.
В те годы еще не было системы звезд, но по степени комфортабельности у гостиницы «Ташкент» в республике не было равных, и она относилась к «Интуристу».
Если на карте города от Театральной площади к Хадре проложить прямую линию и пройтись пешком по этому маршруту, созерцая окрестности, то вас всюду будут сопровождать творения Л.Г.Караша: стадион «Пахтакор», административные и жилые дома по проспекту Навои и на набережной Анхора и так до фонтана перед цирком на площади Хадра, сооруженном в 1953 году.
Начинал же Л.Г.Караш в 1939 году с площади Бешагач и Центрального парка культуры и отдыха имени Сталина, который ташкентцы старшего поколения помнят как Комсомольское озеро, также украшенный фонтаном.
После землетрясения 1966 года фонтаны Караша создали настоящее ожерелье Ташкента.
В дальнейшем Л.Г.Караш перешел на преподавательскую деятельность, стал доцентом архитектурного факультета в политехе, читал лекции по интерьеру жилых и общественных зданий и руководил дипломным проектированием. Пришедшее ему на смену новое поколение архитекторов, многие из которых были его учениками, развивали город от «точек Л.Г.Караша».
Леонид Караш был родом из Таврической губернии, в 1936 году окончил архитектурное отделение Военно-инженерной академии РККА имени В.В.Куйбышева в Москве, был направлен в Хабаровск, в 1939 году переехал в Ташкент в возрасте 29 лет. И первым объектом для него стало будущее Комсомольское озеро.
Старожилы запомнили Л.Г.Караша как открытого и общительного человека, он легко сходился с людьми, умел дружить.
Надмогильный памятник Л.Г.Карашу на Боткинском кладбище. Фото из группы «Память о ташкентцах».
Л.Г.Караш спроектировал в Ташкенте около сотни общественных зданий, жилых домов, мемориалов, интерьеров и других объектов, которые и сегодня служат горожанам. Он при жизни был отмечен званием заслуженного архитектора Узбекистана, орденом «Знак Почета», медалями ВДНХ, почетными грамотами Верховного Совета УзССР.
Скончался блестящий архитектор в 1987 году. Думается, наша обязанность, городских властей, увековечить его вклад в ташкентскую красоту.