В 1996-ом Ташкент лишился необычного памятника с богатой историей, он простоял 72 года и был редким примером монументального творчества простого народа.
Железнодорожники монтируют памятник Ленину в Ташкенте в октябре 1924 г.
Это был «железнодорожный Ленин» рядом с Ташкентским тепловозовагоноремонтным заводом имени Октябрьской революции.
Он был воздвигнут к седьмой годовщине революции и в год смерти «вождя мирового пролетариата» по инициативе железнодорожников по собственному проекту и своими силами, т.е. не стоил государству ни копейки, а это значит, что он все 72 года был собственностью профсоюзного комитета. Тогда подобная инициатива называлась «рабочий почин».
Ташкент на момент сооружения памятника был административным центром Туркестанской автономной социалистической советской республики в составе РСФСР, а к открытию «железнодорожного Ленина» статус города понизился до областного центра Сырдарьинской области УзССР.
Первый вариант «железнодорожного Ленина» с бюстом С.Д.Меркурова.
История сохранила имена монументалистов-бессребреников: проект — начальника кузнечного цеха Резуненко, художник — Харламов. Газета «Туркестанская правда» писала о символике постамента: пять рычагов от паровоза подразумевали двигательную силу пролетариата, идеи ленинизма. Движение от рычагов передавалось регулирующим кулисам, которые соединены с поршнями, олицетворяющими двигательную силу истории, партии и рабочего класса. Вся эта пирамида основывалась на колесных парах, составленных квадратом.
Конечно же, памятник был статичным, несмотря на свою символическую «ходовую систему». Но надо по достоинству оценить полет фантазии ташкентских железнодорожников, их монумент явился как бы прототипом современного авангардизма.
Пьедестал венчал шар, символизирующий планету, с бюстом Ленина работы С.Д.Меркурова (1881-1952) на вершине. Этот скульптор позднее прославился, стал академиком и дважды лауреатом Сталинских премий. А идею шара, олицетворяющего земной шар с картой Узбекистана, позднее позаимствовали скульпторы, переделывавшие памятник Ленину на Аллее парадов.
Те не менее, уже к 1924 году это был уже второй памятник вождю в Ташкенте. Начало ленинскому культу положили ученики школы имени Пржевальского. В июне 1924 г. они соорудили первый бюст Ленина под руководством своих преподавателей. Школьники водрузили его на высокую усеченную пирамиду, изготовленную из недолговечных материалов, и время быстро расправилось с их творением.
Также и в республике ташкентский «железнодорожный Ленин» оказался вторым по дате сооружения. Первый государственный памятник воздвигли в Самарканде на привокзальной площади 19.09.1924 г. на основательном скальном постаменте, сместив оттуда строителя знаменитой Закаспийской железной дороги генерала М. Анненкова.
Второй вариант ташкентского «железнодорожного Ленина».
Ташкентские железнодорожники в 1927 г. заменили бюст вождя на шаре на его же гипсовую фигуру в полный рост. Автор ее доподлинно неизвестен, но был он, без сомнения, человеком веселым. Ленин в его редакции был парнем задорным с эпатажно вложенными ручками в брючки.
фото 4. Идея ташкентцев была заимствована московскими железнодорожниками через год. Фотография из книги Р.Ф.Кожевникова «Памятники и монументы Москвы», М., Мос.рабочий, 1976, с.19.
В те годы ташкентский «железнодорожный Ленин» гремел по всему СССР. О нем писали в газетах страны. Правда, харьковский журнал «Пролетарий» в № 1 за 1929 г. при выпуске издания перепутал подписи к фотографиям памятников. Но факт остается фактом.
Идею ташкентского памятника позаимствовали московские железнодорожники. Аналогичное творение было сооружено в столице СССР. Московские железнодорожники взяли за образец памятник ташкентских коллег и воздвигли через год 5.11.1925 г. похожий монумент перед локомотивным депо Октябрьской железной дороги (до революции это была Николаевская железная дорога). Московский памятник, конечно же, был визуально побогаче, его сваял И.А.Менделевич. Монумент планировался как движущаяся скульптура по железной дороге с возможностью вращения вокруг собственной оси. Но эта задумка Москве не была воплощена в жизнь, что-то не сложилось.
Третий вариант ташкентского «железнодорожного Ленина» со скульптурой Л.М.Торича-Трапезникова
Скульптурная композиция в Ташкенте пострадала от землетрясения 26.04.1966 г. Слесари, сварщики и станочники, идя на смену после стихийного бедствия, увидели, что рычаги как символ революции остались целыми, а вот гипсовый Ильич осыпался. Помогли ленинградцы, приславшие в дар отлитую из бронзы двухметровую скульптуру работы художника-блокадника Л.М.Торича-Трапезникова (1913-1997).
Газеты того времени писали: «3.11.1966 г. в третий раз состоялось торжественное открытие памятника. Это почетное право было предоставлено ветеранам завода, которые принимали участие в сооружении первого памятника вождю в 1924 г.». Ленин питерского разлива был уже в кепке и с большим пальцем, засунутым за подтяжки. Жить этому памятнику оставалось 30 лет.
Бывший заместитель главного инженера «Узжелдорреммаша» вспоминал, что руководил демонтажем памятника 6.05.1996 г. Газорезка плохо брала старую добротную бронзу, особенно сопротивлялись ноги Ильича.
Профсоюз пальцем не шевельнул, чтобы сохранить свою собственность хотя бы в заводском музее. На дворе стояли иные времена…
Е.Рябов
Напоминает одиозного персонажа из фильма «Люди в чёрном», который летал на дискообразной металлической тарелке с множеством рычагов.