Сегодня можно смело утверждать, что мы наблюдаем мировую информационную войну.
После выхода на Западе фильма Би-би-си о мифическом нападении России на Латвию или показанного в прошлом году на норвежском ТВ телесериала «Оккупированные» о захвате Россией несчастной северной страны все говорит о том, что Запад перешел в наступление, где все средства хороши.
Европа, в частности, переносит борьбу в Интернет, учитывая новые реалии.
Так, по данным немецкого исследовательского института GfK, к концу 2015 года аудитория интернет-пользователей в России выросла почти на 4 млн и составила 84 млн человек. Таким образом, уровень проникновения Интернета среди населения России в возрасте от 16 лет и старше достиг отметки 70,4% (в 2014-м – 67,5%).
Впечатляющий прирост интернет-аудитории в России произошел за счет активного использования россиянами мобильных устройств. По данным исследования GfK, пользование Интернетом со смартфонов выросло за год более чем в два раза. К концу 2015 года 37,2% россиян в возрасте от 16 лет выходили в Интернет со смартфона и 19,2% – с планшета (в 2014 году – 17,6% и 8,4% соответственно). Тренд подхлестнуло в том числе и развитие точек доступа Wi-Fi и предложение пакетов мобильного Интернета от крупнейших телеком-операторов.
Сегодня в России доступом в Интернет с мобильных устройств пользуется около 50 млн человек. Это 42% взрослого населения страны.
В целом рост аудитории Интернета в России в 2015 году происходил преимущественно за счет увеличения доли пользователей среднего и старшего возраста. Так что российские бабушки и дедушки все чаще предпочитают гостелевидению информационные ленты Рунета.
Проникновение Интернета в среду молодых россиян (16–29 лет) достигло предельных значений еще в предыдущие годы и, по данным GfK, составляет сейчас 97%. В 2015 году молодые люди активно осваивали Интернет с мобильных устройств. Среди аудитории 16–29 лет самая высокая доля пользователей Интернета со смартфонов (70%) и планшетов (35%).
Очевидно, что главным калибром в пропагандистских войнах становится Интернет, а не ТВ и газеты, как было прежде. А в этом случае шансы информационного сражения между Россией и Западом примерно равны.