На X азиатской конференции дискуссионного клуба «Валдай» в Самарканде за закрытыми дверями обсуждался вопрос вступления Узбекистана в Евроазиатский экономический союз.
Шавкат Мирзиеев, обращаясь к экспертам Китая, Германии, Японии, Швеции, Индии, Филиппин, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, заявил, что «Российская Федерация – надёжный стратегический партнёр и союзник Узбекистана. Наши отношения, основанные на исторических узах дружбы, интенсивно развиваются, наполняются новым практическим содержанием».
Это, впрочем, не означает, что Ташкент уже все решил для себя.
Как пишет «Коммерсант», о полноценных переговорах речь пока не идет. Лишь на уровне консультаций оцениваются «скрытые риски». Сенатор Алишер Курманов прямо призвал не форсировать процесс.
По мнению научного руководителя Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Тимофея Бордачева, Ташкент наверняка захочет уберечь свою промышленность, сектора, где заметна роль государства. Он также обратил внимание, что на сегодня не было ни одного исследования насчет эффекта вступления Узбекистана в ЕАЭС. Одни разговоры…
Иван Сафранчук из Института международных исследований МГИМО тоже указал на опасности. Узбекистан, конечно, хочет вырваться на рынки ЕАЭС . Но если оттуда, например, хлынет поток автомашин, то местный автопром может просто рухнуть.
Между тем, дипломаты в Москве надеются, что Ташкент скоро «забросит» свою заявку на вступление в ЕАЭС. Это может случиться даже до конца этого года.
Тимофей Бордачев уверен, что резину тянуть не будут: «У нас не Европа. Все делается быстро или совсем не делается».