С большим успехом прошла в Ташкенте Международная выставка «Продукты питания, ингредиенты и технологии производства — UzFood 2024». Она собрала сотни компаний из 26 стран, заняв четыре павильона в самом центре узбекской столицы.
Пресс-центр Московского экспортного центра
Стремительный рост населения Узбекистана — уже за 36 миллионов человек, повышение благосостояния народа заметно изменили пищевые привычки узбеков. Вместо традиционной домашней еды они все чаще отдают предпочтение современному фастфуду, полуфабрикатам, чтобы не тратить лишнего времени на готовку.
Российские производители имеют определенные преимущества перед зарубежными поставщиками. Продукты питания из России хорошо известны в солнечной республике еще со времен СССР. А о московском качестве и говорить нечего — в прежние времена оно было просто недоступно, скажем, для рядовых ташкентцев. Глубинку можно даже не упоминать.
Неудивительно, что на выставке выделялся объединенный стенд «Made in Moscow», с продукцией сразу 16 московских компаний. Представленный пул московских участников выставки UzFood сформирован Московским экспортным центром (МЭЦ). МЭЦ был создан для укрепления деловых связей предпринимателей Москвы с зарубежными партнерами и продвижения продукции и услуг экспортеров. На стенде МЭЦ были представлены сладости, газированные напитки, ЗОЖ-продукты, маринады, мороженое, шоколадные батончики и многое другое. Словом, то, что надо для местного рынка, все еще испытывающего дефицит «вкусностей».
В открытии стенда «Made in Moscow» приняли участие советник Посольства России в Узбекистане Айса Мукабенова, руководитель представительства Российского экспортного центра в Узбекистане Павел Буханов и представитель Минсельхоза России в Узбекистане Алексей Ульянов. И это была не просто дань протоколу, но понимание того, что москвичи приехали не «отбывать номер», а демонстрировать лучшее и налаживать деловые связи.
Узбекские власти рады активной заинтересованности московских производителей. Узбекистан после времен Ислама Каримова, который запирал на замок рынок республики, создавая льготы местному бизнесу, сегодня готов широко открыться иностранным инвесторам и производителям, в том числе европейским и американским. Это означает только одно — рост конкуренции.
Пресс-центр Московского экспортного центра
Впрочем, заместитель Торгового представителя России в Узбекистане Игорь Камынин верит в способность москвичей закрепиться в Узбекистане, расширить ассортимент предлагаемой продукции.
Московский производитель безалкогольных энергетиков и газированных прохладительных напитков ООО «Нью Энерджи Дринкс» экспортирует свою продукцию в Казахстан, Узбекистан, Армению, Монголию, Азербайджан и Киргизию. «Нам есть что предложить потребителям, и на выставке Uzfood-2024 мы представили несколько линеек нашей продукции, энергетиков и газированных прохладительных напитков. Мы уже принимали участие в выставках под патронажем МЭЦ и это всегда приносило позитивные результаты для нашего бизнеса, мы и дальше планируем максимально широко пользоваться возможностями, которые открываются благодаря таким мероприятиям», — сказал руководитель отдела продаж компании Андрей Горожанов.
Компания «Кефир-групп» около трех лет поставляет свою продукцию в Казахстан, а в конце прошлого года впервые вышла на рынок Узбекистана, отмечает бренд-менеджер компании Ольга Кобелева: «Мы представили на выставке Uzfood наше масло — твердое и топленое — на растительной основе разных форматов, а также топленое гхи, сгущенное молоко, майонезы и крем чиз. Рынок Узбекистана растущий и еще не избалован российскими продуктами. Для нас он перспективный и понятный – и мы планируем развивать здесь экспорт через дистрибьютеров, представителей, оптовиков и рынки».
Некоторые участники стенда Made in Moscow впервые вышли к зарубежной аудитории со своей продукцией.
Например, ООО «ПРАНДИА ЛАБ» представило посетителям выставки ЗОЖ-продукты, ООО «Ко энд Фе» предложило широкий выбор элитных сортов и ароматизированный кофе.
Свои разработки представило и ООО НИИ «ПРОФИ.БИО», которое занимается созданием, производством и внедрением ингредиентов для пищевой промышленности – всего свыше 1000 позиций для мясной, рыбной, молочной, кондитерской и других отраслей.
Перед московскими компаниями — не паханное поле. Например, в густонаселенной Наманганской области Узбекистана на сегодня перерабатывается лишь 8% фруктов и овощей, 28% мяса и 9,5% молока. И такая картина повсеместно. А если сюда добавить нехватку сырья — птицы, говядины, того же молока, то перспективы открываются фантастические.
Ташкентский фермер Уткур Муминов, заглянувший на выставку, долго стоял перед московским стендом: «Нам очень не хватает такого размаха и качества, таких щедрых кредитов для развития пищевой переработки. Работать вместе с москвичами — это большая честь».
«Москва – лидер экспорта в Узбекистан среди регионов России. Только за прошлый год несырьевой неэнергетический экспорт столицы в эту страну вырос на 46%», — подчеркнул директор Московского экспортного центра Виталий Степанов. – «Динамично развивающийся рынок Узбекистана привлекает наших предпринимателей – мы видим это по их активному участию в деловых мероприятиях, которые МЭЦ организует для развития взаимовыгодного сотрудничества между бизнесом наших стран. Около 150 московских компаний приняли участие в бизнес-миссиях и выставках с партнерами из Узбекистана, и я уверен, что их число будет расти – благодаря перспективам, которые экспортные компании Москвы открывают для себя на узбекском рынке».
Менеджер крупной узбекской торговой сети «Хавас» Эльдар Байбеков отметил широкий ассортимент московских «вкусняшек» и наметил точки роста для экспортеров. По его словам, очень не хватает в ассортименте хороших сыров, колбас, полуфабрикатов для микроволновок и домашних духовок, популярных супов и вторых блюд, хочется разнообразить перечень молочных товаров.
А значит есть к чему стремиться и над чем работать.
Пресс-центр Московского экспортного центра
Артем ЮСУПОВ, Ташкент
Устами бы автора да мед пить. особенно в плане доступности данных товаров.