19 сентября на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке завершился первый саммит глав государств США и Центральной Азии. Лидеров региона встречал Джо Байден.
Первая встреча в формате «С5+1» прошла в 2015 г. в Самарканде на уровне глав МИД. Госсекретарь США Д. Керри не предложил тогда никакой конкретики или крупных проектов, ограничившись пустой риторикой о «взаимодействии и кооперации». Зато в этом году Э. Блинкен на встрече в Астане пообещал 25 млн долларов на все пять стран за присоединение к антироссийским санкциям. Спасибо конечно, но эта цифра даже близко не перекрывает выгоды, которые имеет наша страна от развития сотрудничества с северным соседом.
«Формат C5+1 в этом году существенно повысил статус. Если предыдущие саммиты проходили на уровне министров иностранных дел, то в Нью-Йорке за столом сидели президенты. Очевидно, что у североамериканцев большие планы на наш регион, но они вряд ли носят экономический и торгово-инвестиционный характер. Скорее речь шла о том, «против кого дружить будем», — отметил независимый исследователь, кандидат исторических наук Бахтиёр Алимджанов.
Энергетика, как крайне чувствительная для стран ЦА тема, обсуждалась в разрезе вытеснения России. США намерены предложить Узбекистану участие в строительстве АЭС вместо России и очередные «зеленые технологии». Но это явно угрожает энергетической безопасности Узбекистана, ставит страну в финансовую и технологическую зависимость от США, не решая при этом насущных проблем с энергией.
Мало того, «зеленые технологии» таят в себе экономическую ловушку. Запад предлагает на ВИЭ, льготные кредиты для компенсации населению высокой стоимости электроэнергии. Но это же финансовая кабала!
Закладка АЭС была в 2018 году, однако, опасаясь санкций США, Узбекистан так и не решился начать строительство с «Росатомом». Хотя Москва готова выделить льготный кредит на 10 млрд долларов. АЭС могла бы сэкономить 3 млрд куб. м газа ежегодно и создала бы более 8 тысяч рабочих мест.
О надежности и верности данному слову, Россия доказывает и тем, что с 1 октября 2023 года начнутся поставки газа в Узбекистан, ежегодный объем которых составит 2,88 млрд куб. м. Что станет настоящим спасением для республики холодной зимой.
Российский бизнес готов инвестировать в авиастроение, фармацевтику и текстильное производство республики. А ведь это стратегические отрасли экономики!
Россия уже вложила в узбекскую экономику более $13 млрд (21% всех иностранных инвестиций). Только по итогам 2023-го они превысят 2,75 млрд долларов. И это на фоне издевательских 25 миллионов от США!
По мнению киргизского политолога Марса Сариева, Вашингтон готов предложить странам Центральной Азии финансирование альтернативных торговых маршрутов в Европу, а также рассматривает возможность возвращения туда своих военных баз. При этом государства региона, продолжает Сариев, будут стараться маневрировать и не пойдут на разрыв ни с Москвой, ни с Пекином.
Эскалация на Южном Кавказе также способствует американским планам в Центральной Азии, полагает Сариев.
«Победа Азербайджана и возможное открытие Зангезурского коридора в Армении создаст возможность для стабильного торгового пути между Европой и регионом через Каспий.
«США готовы финансировать этот проект и в итоге использовать его для ослабления китайской инициативы «Пояса и пути», – заключил Сариев.
«США в перспективе хотят создать в Центральной Азии прозападный военный блок для противостояния геополитическим противникам. В первую очередь, России и Китаю. Неспроста накануне саммита в вояж по странам региона отправился председатель комитета Сената США по нацбезопасности Гэри Питерс. Он известен как лоббист американского военно-промышленного комплекса», — добавил Бахтиёр Алимджанов.
Здесь нам стоит помнить одну простую вещь: России выгодны сильные и независимые соседи, а США не заинтересованы в процветании Узбекистана, они хотят видеть здесь очередную горячую точку.
Узбекистану трудно противостоять геополитическим гигантам. Однако у нас есть право выбора – дальше двигаться по пути прогресса или стать легионером на чужой войне.
Тимур ХАСАНОВ, Ташкент
Если бы в дипломатическом словаре был всем известный, называемый по-русски, адрес, то можно было бы просто его назвать так называемому «мировому гегемону», и, если непонятно — выслать все его посольство. Куда ни кинь глаз — этот «гегемон» лезет в чужие дома. Сколько можно терпеть его выходки? Почему он считает себя вправе указывать, например, мне — с кем дружить?