Накануне ХV Ташкентского международного кинофестиваля давайте вспомним о первых шагах нового вида искусств в Узбекистане.
Так, Камиль Ярматов, чье имя носит «Узбекфильм», писал в своей книге «Возвращение», что «начало кинопроизводству в Туркестане было положено 12 апреля 1924 года, когда правительство Бухарской народной республики заключило договор с ленинградским «Севзапкино». Эта дата — официальный день рождения национальной кинематографии в Средней Азии».
В результате родился первый игровой немой фильм «Минарет смерти».
Журнал «Огонек» № 16 за 1925 г
Сценарий написали уроженец Ташкента, поэт и киносценарист А.С.Балагин и еще «царский» режиссер В.К.Висковский, который снимал в 1915 году Веру Холодную в главной роли в «Молчи, грусть, молчи».
Съемки «Минарета смерти» проходили во время расцвета немого кино. На туркестанскую тему были сняты еще «Мусульманка» режиссера Д.Н.Бассалыго, (совместное производство Пролеткино и Бухкино) и «Пахтаарал» режиссера Н.Щербакова на студии Узбекгоскино в мае 1925 года.
«Мусульманка» и «Пахтаарал», увы, не сохранились даже в копиях, а копии «Минарета смерти» оставались только в Европе.
Неизвестно, кому пришла в голову идея снимать фильм «Минарет смерти» в Бухарской народной советской республике. В ту пору в бывшем бухарском эмирате было всего три кинотеатра: в старой Бухаре, в Кагане и в Чарджоу. В то время как в Ташкенте уже было более десяти летних и зимних.
Тем не менее, В.К.Висковский, недавно вернувшийся в СССР из США, уже в 1924 г. поехал в Бухарскую республику для выбора будущих натурных съемок.
Была срочно создано Бухкино на паях. 45% принадлежало кинофабрике Севзапкино, а 55 % — бухарским наркоматам просвещения и торговли.
Съемки фильма «Минарет смерти» опекал сам Файзулла Ходжаев— глава бухарского правительства, затем председатель Совнаркома УзССР. Он был главным «толкачом» проекта.
«Минарет смерти» был одним из первых советских «истернов» после знаменитых «Красных дьяволят». Настоящий исторический приключенческий боевик-«наш ответ»» американским вестернам.
Для того времени его можно было поставить по успеху и значимости в один ряд с фильмом «Белое солнце пустыни».
В жизни лента снималась трудно и с приключениями. У бухарской стороны не было денег для оплаты своих паев, зато местные власти задаром мобилизовали сотни горожан для массовки, предоставили натуральный реквизит свергнутого эмира, оружие, лошадей, организовали натурные съемки. Сам Ф.Ходжаев вручил кинодеятелям ключи от собственного дома для павильонных съемок и размещения киношников.
Севзапкино — будущий Ленфильм — щедрой рукой отмерил 17500 метров пленки, закупленной на валюту. Киногруппа В.К.Висковского потратила на производство «Минарета смерти» 35623 рубля, это было сравнительно недорого, фильм оказался на 20-ом месте по бюджету среди 65 картин 1925-го года и с лихвой окупился за счет всесоюзного и зарубежного проката.
«Схватка в гареме». Сцена снималась в Ленинграде.
В фильме страсти впрямь кипят: коварный сын эмира Шахрух заточает восточную красавицу Джемаль в своем гареме. Об этом узнает сам эмир. Происходит разборка, во время которой Шахрух убивает своего отца.
Подлый и трусливый Шахрух обвиняет в убийстве эмира несчастную Джемаль. По бухарским законам ее приговаривают к смертной казни в виде сброса с минарета.
Плохие вести доходят до благородного кочевника Садыка, он поднимает восстание, «революционные массы» берут штурмом неприступные стены Арка, Садык спасает лучезарную Джемаль.
Так описывала сюжет «Минарета смерти» советская пресса 20-х годов прошлого века. На мой взгляд, неплохой сценарий для немого фильма.
Любопытно, что у друга А.С.Балагина ташкентского поэта А.В.Ширяевца есть стихотворение «Башня смерти», т.е. где-то в застольных беседах на ташкентских айванах эти бухарские легенды XVI-го века «ковались» еще до революции.
Все имена героям в сценарии даны со значением, т.е. авторы были в теме: Садык — справедливый с арабского, Джемаль — красота, Селеха— благочестивая, Шахрух —с персидского царь духов, Гюль-Сарык — цветок или роза в тюркских языках, а Сарык — мужское арабское имя со значением «маленький друг».
Рабочий момент съемок. В центре сидит режиссер В.К.Висковский.
То, что началось после выхода «Минарета смерти» на большой экран, можно назвать травлей. Били по фильму, по авторам, по студии Севзапкино как конкуренту Мосфильма. Но мне думается, что главной целью в этой кампании был Ф.Ходжаев.
Не обошлось без цензуры. Убрали сцену купания в гареме.
Впрочем, это не помешало «Минарету смерти» получить успешный зарубежный прокат в 14 странах.
Творцов, однако, ждали крупные неприятности. Через несколько лет все фильмы В.К.Висковского были сняты с проката по идейным соображениям. В 1928 г. газеты сообщали о попытке самоубийства режиссера. В 1933 г. его сердце не выдержало.
А.С.Балагина арестовали в Москве в 1937 г. и расстреляли в ходе чисток после покушения на С.Кирова. Выяснилось, что в 1917 г. он сочувствовал левым эсерам и участвовал в антибольшевистском митинге в Ташкенте.
Фильм пользовался успехом у зрителя. Более справедливые критики называли «Минарет смерти» гордостью советской кинематографии.
Мне кажется, что стоит вернуть «Минарету смерти» доброе имя, воскресить его из небытия хотя бы во имя людей, которые его сотворили и во имя исторической справедливости.
Ефрем Рябов