На днях в Ташкент был доставлен под конвоем блогер, возомнивший себя мусульманским светилом. А привезли его по требованию властей из Турции, куда он перебрался, когда на родине к нему появились горячие вопросы.
Анкара, надо признать, давно и хорошо пригрелась в Центральной Азии, стала тут практически своей. Она была первой, признавшей, скажем, независимость Узбекистана после роспуска СССР, о чем говорит единичка на автомобильных номерах турецких дипломатов.

Помнится, в ту пору из Центральной Азии буквально не вылазил премьер Сулейман Демирель, страстный проповедник Османской империи. Он искал друзей и союзников. Но развернуться ему тогда не дали военные. Они по Конституции Ататюрка, в очередной раз отстранили главу государства, страдавшего непомерными амбициями.
«Эрдоган оказался хитрее и успешнее на этом пути, — отмечает Александр Алексеев из Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия». — Он выступил рупором консервативного сельского населения, сделал упор на ислам, прижал к стенке политическую оппозицию. Грамотно воспользовался неудачной попыткой военного переворота и укрепил свои позиции ярого пантюркиста».
Турция при Эрдогане — это уже крупный хищник. Она хорошо поживилась на Кипре, в Афганистане, Ираке, Ливии, поднялась на войнах Азербайджана с Арменией, России и Украины. Но ярче всего показала себя в Сирии.
«Именно Эрдоган организовал канал для 20 000 центральноазиатских боевиков ради свержения Асада, наладил поставки оружия, продовольствия, ограбил хлебные и нефтяные районы соседней страны. Наконец, привел к власти своего ставленника из Аль-Каиды. Пришла и победа в борьбе с курдами, которых Запад просто сдал за ненадобностью после падения Дамаска», — считает Владимир Березовский из Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия».
Центральная Азия — естественный ареал для Турции, здесь корни ее истории, веры. Ее не ждут в арабском мире, не пускают дальше порога в Европе. На первый взгляд, ничего нет плохого, что Анкара раскрывает объятия республикам Центральной Азии, которую она уже даже в учебниках назвала старым-новым Туркестаном. Бросается в глаза, что Турция пытается играть роль старшего брата, новой Москвы, как выразился американский Jamestown Foundation, внимательно, с лупой отслеживающий обстановку в регионе.
«Сделано уже немало. Общий алфавит, инвестиционный фонд, молодежные и медийные форумы, единые учебники «Общая тюркская история», «Общая тюркская литература», «География тюркского мира». обмен культурными программами, поставки беспилотников и БТР, учеба офицеров, наращивание туризма, строительство мечетей и медресе. Смущает одно — все это на западный манер продвигается не во имя общего блага, но против «врагов». Чтобы, как выразился сам Эрдоган, «предоставить странам региона прекрасную возможность освободиться от влияния России и Китая», — отметил международный эксперт Бахтиёр Алимджанов.
В чем порочность и опасность сотрудничества с Москвой и Пекином не объясняется, просто выдается как аксиома, не требующая доказательств, в стиле Дональда Трампа и прочих фон дер Ляйен. Хотя при этом Европа, Турция, США и рядом не стоят с этими двумя главными партнерами Центральной Азии, Узбекистана, в частности, по товарообороту, инвестициям, культурной и исторической общности, наконец, по численности диаспор. Но так хочется подвинуть!
Не стоит забывать, что Турция намертво вмонтирована в Запад. За ее плечами отчетливо просматривается бездонный вещмешок НАТО. И очень похоже, что Анкара в регионе играет по сценарию, написанному в МИ-6 и ЦРУ. Ей сподручней найти общий язык, закрепиться, захватить плацдарм, а «старшие товарищи» подтянутся, когда наступит условленное время.
Бросается в глаза одна важная деталь. Анкара так и не осудила, не отказалась от услуг джихадистов, захвативших Сирию, от недобитков, засевших в Афганистане. Вполне возможно, на них еще рассчитывают. Как на того фанатика, прилетевшего из Турции, чтобы сжечь московский «Крокус».

