Депутат Госдумы Константин Затулин дал достойную отповедь главе Киргизии Алмазбеку Атамбаеву, который раскритиковал российских политиков за «истерию» в отношении мигрантов.
Президент, нисколько не стесняясь, предположил, что предки обвиненных им Михаила Веллера и Константина Затулина, «прибыли в Россию или из пустынь Палестины или из лесов Европы».
Константин Затулин, дословно: Передача Владимира Соловьева, на которую ссылается господин Атамбаев, вышла на канале «Россия» 15 марта с.г. Никто не знал тогда, что через две с лишним недели, 3 апреля, гражданин России — выходец из Киргизии взорвет бомбу в санкт-петербургском метро. Соответственно, в дискуссии у Соловьева не было никакого повода к истерии, в развязывании которой меня обвиняет Алмазбек Атамбаев.
Передача, между прочим, была посвящена обсуждению внесенных мной в Госдуму законопроектов, направленных на упрощение получения российского гражданства «носителями русского языка», — той людской категории, которая появилась в нашем законодательстве о гражданстве по инициативе Президента России Владимира Путина. Очевидно, что многие киргизы могут претендовать на этот статус и, в последующем, на гражданство России. И они претендуют. Не могу сказать, что всем в России это нравится, — есть люди, считающие, что на пути выходцев из Средней Азии нужно ставить заслон. Как раз я против любой такой дискриминации, — она не в русской традиции, тем более, что с Киргизией и Казахстаном мы вовлечены в общий интеграционный проект — Евразийский союз. И об этом я говорил в передаче у Владимира Соловьева.
Другое дело, что с распадом прежнего Союза — Союза ССР — мы со многими советскими народами оказались в разных государствах, в разных отечествах. И российский Закон «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом» не касается, по моему мнению, тех наций — киргизской, казахской, таджикской, туркменской, латышской, эстонской и др., которые обрели после 1991 года свое национально-государственное самоопределение и не относятся, как правило, к числу народов, исторически проживающих на территории современной Российской Федерации. Подчеркну — народов, а не отдельных их представителей, которые вправе добиваться гражданства РФ как носители русского языка, выходцы с территории Российской Империи или Советского Союза, члены семей или выпускники российских вузов, желающие остаться в России.
Обо всем этом я тоже сказал в передаче у Владимира Соловьева и не вижу, в чем я погрешил против соотечественников господина Атамбаева и его самого.
Кличка «чужаки», а тем более призыв к «жестким мерам» в отношении каких-либо наших бывших советских сограждан начисто отсутствуют в моем лексиконе, в политической и научной практике. Откуда это взял господин Президент Киргизии?
На следующий день после теракта 3 апреля в передаче «Первая студия» на Первом канале, когда наше общество было так взбудоражено вопросом «почему?», именно я говорил о том, что невозможно представить, чтобы кто-нибудь из киргизских ветеранов Великой Отечественной войны, которых мы приветствовали на трибунах праздничного Парада на Красной площади, мог бы оказаться как-то причастен к злодеянию, которому нет имени. Что у русофобии в Средней Азии нет исторических корней. Не думаю, что разговоры в московских студиях телевидения в те дни прошли мимо властей Киргизии или Узбекистана, — при таком-то поводе к интересу ко всему произносимому на российском телевидении.
Меня тем более оскорбляет публичный донос на неуважение к ветеранам и памяти о Великой Отечественной войне, который прозвучал только что из Бишкека. Как раз к памяти уважаемого Президента Киргизии у меня возникают вопросы.
Не так много лет прошло с тех пор, когда Алмазбек Атамбаев был в оппозиции и преследовался действовавшей властью Республики. Когда стало совсем плохо, по его просьбе мы пригласили его в Институт стран СНГ в Москве, чтобы фактом публичной встречи подтвердить уважение, которым он пользуется в России. А когда решался вопрос «или — или», — в ходе достигшей кульминации борьбы между прежним Президентом Бакиевым и его политическими противниками, — именно ко мне, чьи «предки вышли из лесов Европы», обратился земляк господина Атамбаева Андрей Бельянинов — чтобы забить тревогу и не дать репрессировать своего друга. Что я и сделал. А может быть, «главный этнограф» Киргизии думает, что это мои предки вышли из «песков Палестины»? Как, например, предки армянского рода Кара-Мурза — из Алтая? Жду новых откровений, приводит слова депутата regnum.ru