Девушка попала под «раздачу» в ташкентском метро из-за тату на руке в виде волка. Одна из пассажирок потребовала, чтобы девушка немедленно отсела от её мужа, если не хочет проблем. И весь вагон молча отреагировал на дикую сцену.
Таков уят-реалия современного общества в ЦентрАзии. Дословно-это позор, клеймо осуждения. И далеко не всегда он вписывается в нормы закона.
У уятменов, выступающих от имени мифической «полиции нравов», первое правило-быть как все. Это значит, не позволять себе экстравагантно одеваться, заниматься чем-то необычным, вообще выделяться.
Например, «кара небесная» может настигнуть, когда девушка хочет жить своим умом, получить «мужскую» профессию и строить карьеру вместо того, чтобы посвятить себя семье. Заклюют!
Достается от блюстителей нравственности, как правило, молодежи, которая не может постоять за себя. Даже за самые незначительные отличия, скажем белые носки или платье с разрезом, может прилететь беспощадное «Уят болади!».
Особенно трудно противостоять моралистам, колда в их роли выступают всякие начальники, возомнившие себя эталоном. Это директора школ, колледжей детских домов, руководство вузов.
Многие смиряются и покорно склоняют голову, словно забывая, что живут в светском государстве, свободном обществе.
Чего добиваются самоназначенные «прокуроры»? Уж точно не торжества добродетели, утверждает психолог Мухаббат Эргашева.
Всё, что им нужно-заглушить внутреннюю ущербность за счёт унижения другого человека. Если они видят кого-то, кто в их представлении ведёт себя плохо, это временно уравновесит их видение себя. Но уят самооценку не выправит.
Уят нередко используется и для хайпа, чтобы попасть в центр внимания. Кстати, это неплохой метод собрать лайки, нарастить посещаемость и недурно заработать на рекламе.
Так действует внучка первого узбекского президента Марьям Тилляева. То покажется полуголой в Инстаграмме, то присобачит себе на лбу третий глаз, каждый раз вызывая волну возмущения и критики.
Игры, между прочим, рисковые.
Путь к адекватному восприятию себя как личности требует труда, времени, детального анализа, а часто и помощи специалиста.
Все разговоры о том, что стыдя неугодных, блюстители помогают людям — тоже ложь.
Психолог подчеркивает, что навешивание ярлыков-путь тупиковый, он вызовет ответную реакцию. Но такое бывает, увы, нечасто.
Недавно уят уже на государственном уровне обрушился и на артистку Нилюфар Хамидову. «Узбекконцерт» оказался недоволен чересчур откровенным разрезом платья телеведущей.
Справедливости ради заметим, что за последнее время власти отправили под арест несколько слишком ретивых блогеров, в том числе из мусульманских кругов. Но уят продолжает крепко держать общество в тисках Средневековья.
Автор статьи совсем далека от менталитета узбеков. Она считает, что все люди во всех странах должны жить по правилам, выработанным богатыми западными странами, где не признают национальные интересы других народов. Видимо автор воспитывалась в Америке или является коренной россиянкой. В Узбекистане все считают людей в татуировке не уважающими коренных жителей. Пусть такая девушка покажется в области, от неё отвернутся окружающие.
Почему-то к пацанам с татуировкой вопросов нет, даже если он — «коренной» национальности. И почему-то нет вопросов к тем мусульманам, кого практически каждый вечер я вижу выходящим из алкогольного магазина. А то и каждое утро (в 06.00 с собакой выхожу) за углом дома, в новом алкогольном магазине — похмеляются. А ведь Ислам запрещает пить водку. Ну так что, уятьмэни — сами, наверное, употребляете, а потом не обращаете внимания, как тот самый мусульманин на улице валяется, в дугу пьяный. Это не уят?