Россия опровергла утверждения ЕС о том, что Москва заставляет Украину присоединиться к Таможенному союзу.
По словам официального представителя МИД РФ Александра Лукашевича, Москву «удивило, что в последние дни сразу несколько высокопоставленных чиновников Еврокомиссии стали обвинять нашу страну чуть ли не в шантаже Украины, стремлении заставить ее вступить в ТС, а затем и в создаваемый Евразийский экономический союз (ЕАЭС)».
В частности, российский МИД обратил внимание партнеров из ЕС на высказывания Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности ЕС Кэтрин Эштон, сделанные по итогам ее визита в Эстонию 26 августа, а также на слова члена Еврокомиссии Штефана Фюле, сказанные им в Киеве 27 августа. Суть их сводится к тому, что Россия якобы всеми силами пытается удержать Украину от подписания выгодного для страны Соглашения об Ассоциации (СА) с ЕС и «затянуть» Киев в ТС, задействовав при этом угрозы и экономические рычаги».
Лукашевич добавил, что в Брюсселе вопреки любым аргументам продолжают считать и убеждать других в том, что дальнейший сценарий развития торгово- экономических отношений Украины и стран ТС зависит исключительно от «доброй воли» России.
«Видим в этом попытку переложить проблему «с больной головы на здоровую», — сказал он.
«Мы не навязываем Украине решений, их украинское руководство и украинский народ должны принять самостоятельно. Мы руководствуемся заявлениями президента и правительства Украины о стремлении сохранить и развивать привилегированные, взаимовыгодные экономические контакты с государствами ТС, укреплять производственную кооперацию с ними, не потерять свою долю на нашем рынке», — заявил Лукашевич.
Он подчеркнул, что призывает ЕС не допускать оценок, искажающих существо вопроса. «Призываем ЕС не искажать реальность и давать не эмоциональные, а объективные, экономически обоснованные оценки сценариев социально-экономического развития Украины после подписания соглашения об ассоциации (в ЕС — ИФ)», — подчеркнул он.
А что предлагает ЕС
Опубликованный недавно в Интернете проект соглашения Украина — ЕС проясняет, почему многолетняя работа над этим документом держалась в тайне от украинской и международной общественности, заявил Лукашевич. По его словам, экономический эффект от реализации соглашения будет отрицательным вплоть до 2020 г., а «манна небесная» в виде обещанных Киеву притока инвестиций и технологий и вовсе не гарантирована.
«Даже его поверхностный анализ показывает, что оно (соглашение – ИФ) не содержит реальных выгод для Украины, а ведет к деиндустриализации украинской экономики, превращая ее по сути лишь в рынок для товаров из ЕС».
«Из соглашения очевидно вытекает: вступление в силу положений о свободной торговле, идущих применительно к Украине значительно дальше стандартных обязательств для таких соглашений, объективно приведет к существенному ухудшению условий взаимной торговли между Украиной и странами-членами ТС, — пояснили в российском МИД. — К сожалению, не поможет здесь и Соглашение о зоне свободной торговли СНГ. Страны ТС, по мнению специалистов, могут быть вынуждены задействовать Приложение 6 к этому Договору с тем, чтобы предотвратить наплыв на наши рынки вытесняемой европейским импортом продукции украинских товаропроизводителей. И это будет сделано в соответствии с правилами ВТО».
Репетиция для демонстрации
Между тем недавние проблемы украинских товаров на российской таможне все-таки можно назвать репетицией перед подписанием соглашения об ассоциации Украины с ЕС.
«У нас есть опасения, что в случае подписания этого соглашения возможно перетекание или вытеснение на наши рынки или вообще реэкспорт товаров из Евросоюза через Украину и Турцию на наш рынок. Поэтому была проведена, что ли, репетиция, какие возможны меры усиления контроля, тем более Украина переходит на правила определения товара, которые приняты в Евросоюзе», — заявил в четверг старший советник посольства РФ в Киеве, руководитель группы двустороннего и регионального сотрудничества Игорь Севастьянов.
Дипломат напомнил, что каждая страна, в том числе Украина и Россия, имеет право ужесточать или ослаблять таможенный контроль.
«Вот мы в преддверии того, что у нас есть такие вполне обоснованные опасения, провели своего рода репетицию», — отметил Севастьянов. Он также заявил, что правительство России не принимало никаких ограничительных мер по поводу ввода украинских товаров.
В то же время он высказал мнение, что украинскому бизнесу необходимо тщательно изучить проект соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом. «Соглашение об ассоциации — достаточно объемный документ, и далеко выходит за рамки обычных соглашений о зоне свободной торговли», — отметил он.
«В Таможенном союзе за счет снижения цен на энергоносители, отмены таможенного регулирования Украина выиграет порядка $9-10 млрд в год. А последствия подписания соглашения об ассоциации (с ЕС), они с минусом порядка $2-3 млрд», — сказал Севастьянов.
Таким образом, когда Украина будет решать, интегрироваться ей с Евросоюзом, или вступать в Таможенный союз, в экономическом измерении разница будет составлять порядка $13 млрд ежегодно.