В Северной Осетии постоянно проживает около 400 узбеков. В этом году планируется официально зарегистрировать национально-культурный центр узбеков и выходцев из Узбекистана «Умид». О приоритетных направлениях деятельности и планах на будущее рассказал его лидер Суяркул Ураков:
-В нашем центре, который официально функционирует с 2011 года, 20 семей, это около 40-50 человек. Общаемся мы давно. Первое время просто ходили в гости друг к другу на национальные праздники, дни рождения детей, оказывали помощь в трудных ситуациях. И, наконец, приняли долгожданное решение — официально объединиться в национально-культурное общество, чтобы расширить свои возможности и передавать детям историю собственного народа.
Двери «Умида» открыты не только для узбеков, но и для выходцев из Узбекистана. Зарегистрироваться официально планируем уже в этом году. Кроме того, мы вступили во Всероссийский конгресс узбеков и узбекистанцев.
Вдали от родины хочется сохранить национальные традиции, обычаи и язык своего народа. К сожалению, сегодня часто ловим себя на мысли, что думаем и говорим друг с другом по-русски.
Большую работу центр проводит с легализацией мигрантов, прибывающих в Осетию, в этом нам помогает УФМС РФ по РСО-Алания. Оказываем содействие землякам в трудоустройстве, решении семейных неурядиц. Проводим воспитательную работу по соблюдению российского законодательства и правил местного общежития. Регулярно выезжаем на объекты проживание трудовых мигрантов, беседуем с ними, советуем достойно вести себя на осетинской земле. Наши соотечественники связываются с нами, если кто-то попадает в больницу. В оказании помощи еще ни один врач не отказал нам. Возникают некоторые проблемы с медицинскими полисами, но общими усилиями все решаемо.
Раньше трудовым мигрантам приходилось сложнее, ведь на регистрацию им давали всего три дня. Сейчас срок увеличился до семи дней, работать в этом направлении стало легче. В основном нам приходится оказывать юридическую помощь, а также помощь с оформлением документов.
К сожалению, многие из моих земляков не знают элементарных слов, из-за чего порой не могут защитить даже собственные права при трудоустройстве. Если тем, кто занят в строительной сфере, можно обойтись без знания языка, то тем, кто работает в сфере услуг, знание языка просто необходимо. В прошлом году на базе Владикавказского духовного училища совместно с УФМС по РСО-Алания стали проводиться курсы русского языка для трудовых мигрантов. Мы направили туда группу из 15 человек, которая на протяжении двух с половиной месяцев ходила на занятия, люди освоили не только язык, но ознакомились с культурой страны и республики.
Осетины очень дружелюбный и гостеприимный народ, хорошо к нам относятся. Дети наши без проблем учатся в школах, вузах. Дочь окончила Северо-Осетинский государственный университет на красный диплом, сын — будущий горный инженер — учится в Горно-металлургическом институте, а младший сын — на третьем курсе медакадемии.
У тех узбеков, кто Осетии постоянно проживает, большинство жен — осетинки. При этом уважаем традиции и обычаи друг друга. Моим детям, хоть они и мусульмане, очень нравится красить яйца на Пасху. Я неплохо понимаю язык, говорить стеснюсь, но все-таки употребляю достаточно много слов.
Я приехал в Осетию в 1988 году после окончания Московского электротехнического института связи (МЭИС). Должен был вернуться в Узбекистан, но волею судьбы в Москве познакомился и подружился с осетинами. Тогда во Владикавказе открывался городской почтамт, куда меня и направили работать. Приехал в Осетию на три года, а остался навсегда.