С января 2015 года каждый приезжий из Средней Азии на Витебском вокзале Санкт-Петербурга обязательно получает газету «Туран» и информационные буклеты.
«Уже несколько лет мигранты приезжают в Россию без какой-либо информации о местных законах и обычаях, большинство даже по-русски говорить не умеют, – рассказывает председатель правления «Фонда помощи мигрантам из Средней Азии» Махмут Маматмуминов. – Поэтому мы хотим, чтобы люди сразу шли в нашу организацию и Комитет по межнациональным отношениям при мэрии, где их всегда готовы бесплатно проконсультировать и объяснить правила жизни в России».
В свою очередь питерский социолог Валентина Перепёлкина рассказывает, что сегодня работодатель привлекает мигрантов на такие рабочие места, которые были созданы 50-40 лет назад и с тех пор с ними ничего не произошло.
Если мы берем сферу сельского хозяйства, например, то здесь мигранты работают скотниками и доярами. Из орудий труда у них — вилы, лопаты и сапоги.
Правда, все больше приезжих в сфере обслуживании-торговле, в кафе, в ЖКХ.
Проблема и в том, что сейчас в Россию прибывают именно сельские жители бывших союзных республик, поэтому русского языка они в большинстве своем не знают.
Кроме того, нужно помнить, что адаптация мигранта происходит легче в том случае, если мы наблюдаем своеобразную ступенчатость: это когда человек из сельской местности проживает сначала в малом городе или районном центре, затем переезжает в средние города и только потом в крупнейшие. Мигрант, который приехал из сельской местности в Петербург, попадает в совершенно незнакомую среду. Незнание русского языка является мощным фактором, сдерживающим его адаптацию. Зачастую трудовой мигрант на свое пребывание в чужой стране смотрит как на временное явление. И получается, что дальше своего маленького мирка он никуда не выходит.
Социолог утверждает, что связь с диаспорами у мигрантов крайне слабая. Лишь единицы говорят о том, что община им помогает.
Она объясняет «любовь» узбеков к Питеру тем, что Узбекистан был из всех бывших среднеазиатских республик наиболее европеизированным. Отсюда и тяга к Северной столице. Тем не менее, Перепелкина убеждена, что поток гастарбайтеров из Туркестана будет падать, а из Молдавии и Украины только расти.