Дефицит бюджета Узбекистана в прошлом году вырос до 5,5% ВВП, почти вдвое превысив целевой показатель. Откуда он взялся?
Эксперты называют как экономические, так и системные причины «проблемных» цифр. Одни уверены, что виновато промедление с изменением тарифов на ресурсы для энергетики. Другие считают, что ответ кроется, в низком уровне налога на прибыль корпораций.
Но есть и те, кто причиной бюджетного дефицита называет «огромные аппетиты непомерно разросшейся бюрократии». В этом есть своя логика, если учесть, что до 40% бюджетных расходов направляется на государственные и квазигосударственные нужды. Хотя, например, в развитых странах Юго-Восточной Азии доля таких расходов не превышает 20%, то есть меньше вполовину.
Экономика Узбекистана бурно растет, но если весь «навар» будет уходить на нужды госсектора, то стремительного рывка, по понятным причинам, не произойдет.
«Надо понимать, что Шавкату Мирзиееву после Каримова досталось тяжёлое наследство в виде громоздкого и убыточного госсектора с его «справедливыми» ценами на свет, газ, отопление, пассажирские перевозки, все эти рухнувшие за ненадобностью «флагманы промышленности». Это было нужно, чтобы успокоить общество после бурных перемен, — замечает Александр Алексеев из Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия». — Но идти дальше с этим мертвым грузом было нельзя. Также следовало перестроить управление: очистить от коррупции правоохранительную систему, начиная с прокуратуры, поднять уровень подготовки кадров, вплоть открытия президентских школ, запустить механизм приватизации и решения наболевших вопросов общества, скажем, острой нехватки жилья при стремительно растущем населении. И все это требует денег, причем огромных!»
Беспокоит, что экономический рост достигается преимущественно за счет торговли, а не промышленного производства. Но выход здесь очевиден — кооперация с Россией, которая напрямую заинтересована в бездонной рабочей силе Узбекистана, в его солидном рынке сбыта.
В конце прошлого года Мирзиеев и Владимир Путин договорились о 100 совместных инвестпроектах промышленной кооперации на 28 млрд долларов. А на днях узбекский лидер озвучил новую задачу — довести взаимный товарооборот с Москвой с нынешних 10 миллиардов до 20 уже к 2030-му.
«Узбекистан основательно подготовился к приходу иностранных инвесторов. В республике перешерстили весь криминал, безжалостно отправив на нары прежних «решал» и «авторитетов». Повсюду внедрена система уличного слежения с распознаванием лиц, чтобы зарубежные гости чувствовали себя в полной безопасности. Наконец, принято долгожданное решение о создании Международного экономического суда», — подмечает Александр Алексеев.
Что еще мешает? По мнению ряда аналитиков, более широкому присутствию российских компаний в Узбекистане пока препятствует старая память, когда из республики были вынуждены уйти «Балтимор», Трансмашхолдинг, «Веселый молочник» и несколько других крупных игроков. Все хотят убедиться, что эти риски остались в прошлом. Пора положить конец и «серому» рынку.
Другой точкой роста экономики Узбекистана может стать внедрение передовых цифровых технологий, в чем Москва признанный лидер даже на мировом уровне. В первую очередь, это цифровизация государственных услуг. От чего выиграет малый и средний бизнес, вырвавшись из пут бюрократии.
В торговле драйвером роста может стать маркировка продукции с учетом российского «Честного знака».
На 10 млрд долларов к 2030 году экономика может прирасти за счет внедрения технологий искусственного интеллекта.
Еще один плюс России — ее высокий авторитет надежности. Не было примера, чтобы Москва «кинула» с каким-то крупным проектом, «вдруг» отказалась от своего слова, нарушила букву договора. А это в нынешних условиях мирового раздрая, когда Запад топором рубит технологические и транспортные цепочки, спекулирует санкциями, дорогого стоит.