Грандиозным, без преувеличения, получился недавний Ташкентский международный инвестиционный форум.
Его украшением стал победный матч узбекской сборной по футболу над Катаром — 3:0. Разгром чемпиона Азии и исторический выход на ЧМ-2026 случился на глазах Шавката Мирзиеева, глав Болгарии и Словакии.

Впечатлили и масштабы. В этом году Ташкент встречал собрал более 8000 делегатов, включая около 3000 иностранцев из почти 100 государств.
Узбекский президент при этом нашел время для отдельной встречи с Александром Новаком. Российский вице-премьер был среди тяжеловесов форума и одним из желанных гостей.
«Узбекистан вступил в бурный период рыночных реформ, призванных окончательно избавить экономику от советской модели, придать ей нужную гибкость и вывести на устойчивый рост, — считает Владимир Березовский из Центра международных и общественно-политических проблем «Каспий-Евразия». — В стране изношена инфраструктура — дороги, электросети, коммуналка, транспорт, её необходимо обновить, правительство вынуждено привлекать кредиты, иностранных инвесторов».
Узбекистан в последние годы прошел трудное испытание-он снизил подоходный налога с 24% до 12% и НДС с 20% до 12%. Это было нужно, чтобы вывести бизнес из серой зоны, чтобы поддержать население, но крепко ударило по бюджету. Спасли рекордные цены на золото, медь, уран, газ. Но республиканского бюджета не хватает на все.
Особенно для развития производственного сектора. Только он способен создать новые рабочие места, нарастить экспорт, сократить зависимость от импорта, наконец, получить дополнительные доходы в казну.
Именно такое сотрудничество и предлагает Россия. Она давно не видит в республике аутсайдера, которому надо вечно помогать и прощать долги. Напротив, Узбекистан на глазах превратился в выгодного делового партнера. Его козыри налицо — надежная сырьевая база, молодое население, огромный рынок сбыта, политическая стабильность.
Да, остаются «пережитки прошлого». Это слишком мудрая бюрократия, коррупция, худая судебная система, засилье монополистов. Но верх берут расчеты на перспективу и уверенность в конечном результате.
Впрочем, и сегодня Россия уже больше других покупает узбекских товаров-от трикотажа до черешни, а портфель совместных проектов между двумя странами тянет на 45 миллиардов долларов.
Только российские регионы раскручивают в республике более 200 начинаний — малые ГЭС, беспилотники, склады под зеленую продукцию, технопарки и тому подобное.
Впрочем, этого мало.
«Узбекистан каждый год выбрасывает на рынок труда почти 700 тысяч человек. Чтобы их чем-то занять, нужно развивать малый и средний бизнес, «идти в народ». Но сюда пока российский бизнес мало доходит. Точнее, его не очень пускают», — считает эксперт.
И это, конечно, резерв роста. Для сравнения — если в Казахстане более 20 000 российских предприятий, то в Узбекистане около 3000. Явная диспропорция…
Думается, отчасти поправит ситуацию «Петербургский квартал», его построят в Новом Ташкенте с использованием элементов архитектуры и достопримечательностей прекрасного города на Неве. Стартует проект в 2026 году, заверил вице-губернатор Николай Линченко на встрече с мэром узбекской столицы.
Ожидается, что новый город вместит миллион человек. Здесь разместятся государственные учреждения, вузы и другие объекты. А на месте старых зданий, планируется открыть гостиницы, объекты торговли и услуг.
«Ташкент превратится в современный центр туризма и бизнеса», — пообещал Шавкат Мирзиеев. А мы напомним, что Ташкент после землетрясения 1966 года «сочинили» питерские архитекторы во главе с Владимиром Кузнецовым, заслужив Государственную премию СССР.
Другая нужная вещь – радиационные технологии. По рукам ударили «Узатом» и «Росатом».
Речь идёт о совместном развитии многофункциональных центров ионизирующей обработки в Узбекистане. Меморандум предполагает развитие инфраструктуры для применения радиационной обработки — метода, который используется для стерилизации медицинских изделий, дезинфекции продуктов питания и продления сроков их хранения.
По словам Артура Колонтаева, главы российской компании-участника сделки, речь идёт не просто о технологии, а о целой индустрии, которая может способствовать продовольственной безопасности и росту экспорта.
Радиационная стерилизация — один из немногих методов, который обеспечивает практически стопроцентную стерильность медицинской продукции.

Радиационная обработка снизит потери при хранении и транспортировке. По оценкам экспертов, в Центральной Азии ежегодно теряется до 20−30% сельхозпродукции на этапе логистики и складирования.
Словом, дел впереди немало. О чем говорит и такой факт. 25 июня прилетев из далекой Монголии, уже на следующий день Шавкат Мирзиеев вылетел в Минск на саммит Евразийского экономического союза. Такое пропускать нельзя…

