Сразу два технопарка открывает московский бизнес в Узбекистане — один в Навои, другой в Бухаре. Причем, уже до конца года.
Это результат октябрьского визита столичной делегации во главе с министром Сергеем Череминым в республику, его встреч в «верхах».
О чем это лишний раз говорит? О том, что Узбекистан уже начал получать выгоду от разворота России на Восток после повальных санкций Запада.
«Республика попала в полосу тяжелого кризиса после внезапного роспуска Союза, когда были бездумно и легкомысленно разорваны тысячи экономических связей. Страна пережила деиндустриализацию, — рассуждает Александр Алексеев из Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия». — Остановился пятый в мире по мощности авиационный завод, крупные предприятия по выпуску тракторов, хлопкоуборочных машин, прицепов, трансформаторов, текстильного оборудования, многих других товаров и продукции. В Узбекистан хлынул бесконечный поток китайского, турецкого ширпотреба. Конечно, многое удалось поправить, приступить к производству востребованной продукции, но решить все проблемы пока, конечно, не реально».
И тут сама судьба возвращает Узбекистану Россию с ее богатыми технологическими возможностями, с ее щедрыми кредитами. Упустить такой случай будет большой ошибкой.
Впрочем, процесс новой индустриализации, уже пошел. По официальным данным, за последнее время две страны отдали в работу проектов на сумму 45 миллиардов долларов. По объему инвестиций никто и рядом не стоит, хотя китайцы и товарищи с Ближнего Востока также рвутся на растущий узбекский рынок.
Что важно, России в принципе не нужны природные богатства Узбекистана, у нее своих девать некуда. Потому ставка делается на промышленную кооперацию, на сложение сил, синергию, в конце концов.
Так, «Лукойл» на свои средства возвел под Бухарой гигантский газовый комбинат по выпуску полипропилена. В Ташкенте россияне запустили первый современный металлургический завод, сейчас начинается строительство аналогичного предприятия в Каракалпакстане на местном месторождении. Хорошим подспорьем для узбекских овощеводов стали комплексы складов и хранилищ под Самаркандом и Джизаком, что позволило торговать дарами садов круглый год.
Такие примеры будут только множиться. С начала года в республике уже побывало почти 40 бизнес-делегаций из России, причем, нередко с первыми лицами регионов. Особенно выделяется Татарстан. Он уже застолбил за собой парочку промышленных зон, выкупил шинный завод, запустил прямые авиарейсы Казань-Ташкент и Казань-Самарканд, открыл филиал Казанского университета в Джизаке — словом, обосновывается в республике всерьез и надолго.
Подтягивается и Башкирия, которая планирует технопарк в Нуравшане, чтобы наладить производство электроники. Кроме того, в октябре прошлого года были достигнуты договоренности о создании в республике еще двух индустриальных парков по модели российских технопарков «Алабуга» и «Мастер». А в январе 2024 г. ассоциация «Узэлтехпром» начала сотрудничество с компаниями из РФ для развития нового технопарка Eltech Industrial в Ташкентской области по выпуску электроники.
«Узбекскому правительству следует расшить узкие места по части банковской системы, защиты прав иностранных инвесторов и ни в коем случае не прогибаться перед вторичными санкциями Запада, которые в конечном итоге направлены против коренных интересов республики, — считает эксперт.- Если сейчас пойти на поводу и оттолкнуть российский бизнес, то можно потерять его надолго, а может, и навсегда. История этого не простит».
Глупо противопоставлять или отрицать вклад в узбекскую экономику, скажем, Китая, Турции, Южной Кореи, Японии. Но не видеть преимуществ России — также недальновидно. Ее научный и технологический потенциал, обширный рынок сбыта отечественной продукции, безразмерный рынок труда, транспортные пути, в том числе открывающийся «Север-Юг» с выходом на Индию и Персидский залив — все это сулит надежные, гарантированные темпы развития на самые дальние горизонты.