Знаменательное событие произошло в истории узбекского образования. Дипломы получили первые драматурги — выпускники ташкентского филиала легендарного ВГИКа.
Такого не было даже во времена СССР, когда, казалось бы, национальным республикам создавались все льготные условия. Россия в этом плане пошла куда дальше.

«Российское представительство в Узбекистане не имеет примеров, оно уникально, — считает Владимир Березовский из Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия». — Сегодня это уже 13 филиалов ведущих вузов, среди них Казанский федеральный университет, институт стали и сплавов, МГУ, университет Плеханова, МГИМО, скоро откроется филиал знаменитой Бауманки. Всего тут грызут гранит науки более восьми тысяч человек. Сказывается традиционно высокий авторитет российского образования, тяга местной молодежи к учебе на привычном и престижном русском языке, захватывают и перспективы после получения диплома».
Приемная кампания 2025 года показала взлет популярности технических и IT-специальностей у узбекской молодежи.
В РАНХиГС число поступающих из солнечной республики выросло на 58% против 2024-го. То же самое и в Московском Политехе.
Всего в российских институтах и университетах получают образование несколько десятков тысяч ребят из Узбекистана.
В чем выгода Узбекистана? Республика получает современные грамотные кадры, причем, как говорится, со знаком качества. С этим есть проблемы, что недавно признал Шавкат Мирзиеев. По его словам, только на автосборочном заводе в Джизаке срочно нужна сотня программистов, технологов, инженеров. Но вместо своих дипломированных спецов приходится брать китайцев.
Такая картина наблюдается повсюду — в здравоохранении, на стройке, в монтаже и наладке сложного оборудования. Не случайно Узбекистан с распростертыми объятиями встретил «беглых» из России айтишников, преподавателей, хирургов, стоматологов, маркетологов, дизайнеров, механиков, юристов…
Такой красноречивый факт. Ташкентский медуниверситет в обязательном порядке направляет своих студентов последних курсов в Приволжский исследовательский медицинский университет (ПИМУ) в Нижнем Новгороде. Чтобы, так сказать, подтянуть их до нужного уровня, а не просто красоваться «красивыми» оценками в зачетке.
В настоящее время ПИМУ реализует 12 совместных программ с 5 вузами Узбекистана. И более 400 граждан Узбекистана получают образование на дневной форме обучения.
В чем интерес России, которая предоставляет сотни и сотни бюджетных мест узбекским парням и девушкам в своих лучших вузах? Многие подумают, что таким образом Москва решает свои кадровые проблемы, восполняет дефицит молодежи. И будут правы. Но можно ли осуждать Россию за это, ведь это распространенная практика по всему миру, посмотрите на Европу или США с ее Кремниевой долиной.
Впрочем, судя по всему, интерес России куда шире. Она считает Узбекистан дружеским союзным государством, стремится к тесному и долгосрочному партнерству, потому активно формирует узбекскую интеллигенцию, завтра она станет правящим классом.
Вот, например, уже в октябре Узбекистан встретит «Российскую неделю математики, физики и информатики», она охватит учителей и старшеклассников. Программу подготовили Федеральное агентство по делам СНГ и Пензенский государственный технологический университет.
Это будут интенсивы для школьников, повышение квалификации для учителей, раскроется опыт предметных кружков, междисциплинарных кейсов.
Появятся в Узбекистане и «Менделеевские школы», где будут основательно постигать химию, физику и математику. Причем строго на русском.
Широко работает в республике и программа «Российский учитель за рубежом». Сейчас в ней 126 участников, на подходе еще 200 новых учителей. Они особенно востребованы в русских классах для преподавания точных наук, химии, физики, ботаники, географии, не говоря уже о литературе.

Перед новым Узбекистаном стоят большие амбициозные задачи. Общество и экономика переживают бурное время трансформации, они нуждаются в подкованных кадрах, способных освоить новые технологии, выдержать конкуренцию, закрепиться и двинуться вперед. Надо признать, что своими силами нам будет сложно решить эту задачу. Слишком велики прорехи в школьном образовании, многие вузы пошли по пути формализма, процветает и коррупция, что губит молодежь на корню.
В этих условиях помощь России в области образования — наша удача, мы вытащили счастливый билет. И этим шансом надо непременно воспользоваться с полной отдачей.

