18+
25 Апреля 05:27
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Узбекские альпинисты возвращаются домой без погибшего капитана

В Непале, при штурме  горы Аннапурна (8047 м.) в Гималаях,  погибли узбекские альпинисты. Это капитан команды, покоритель Эвереста Ильяс Тухватуллина и его спутник россиянин Иван  Лобанов. Их похоронила гигантская ледовая лавина.

  

Первоначальные поиски ничего не дали, а недавно они прекращены совсем. Не осталось никакой надежды. Узбекские альпинисты возвращаются домой…

 

20 сентября в Непал прибыла команда в составе – капитан команды Ильяс Тухватуллин, кандидаты в мастера спорта Иван Лобанов, Сергей Ильясов, Григорий Юдин, Андрей Куцый, Александр Быков, Юрий Егоров и врач команды Дмитрий Серебряков. Кроме Тухватуллина, никто из них «восьмитысячники» не брал, тем не менее, все участники экспедиции имеют большой опыт восхождений на «семитысячники» Памира, Тянь-Шаня и прохождения сложных технических маршрутов в высокогорных районах мира. Свое восхождение альпинисты Узбекистана посвятили 20-летию Конституции Узбекистана и 40-летию альпинистского клуба им. Владимира Рацека, членами которого все они являются.

 

ЛИЧНОЕ ЗНАКОМСТВО

Судьба свела меня с Ильясом Хамидовичем Тухватуллиным восемь назад, как раз в редакции «Даракчи». Он сам зашел к нам сюда – элегантный, уверенный в себе, и в тоже время – скромный, чтобы дать интервью о промышленном альпинизме, который много лет является его основной каждодневной работой.

Профессия журналиста не раз нас сводила с этим коммуникабельным человеком, и позже он познакомил меня со своей семьей – женой Диной и двумя маленьким детьми, мы несколько раз пили чай с конфетами и печеньями, мороженым. Откровенно говоря, узнав о свежих, столь  драматичных событиях октября, я так и не решилась беспокоить расспросами Дину и мать Тухватуллина. Им сейчас не до этого и совсем непросто.  И если уж и стоит звонить или заходить к ним, то лишь за тем, чтобы морально поддержать, вселить веру в лучшее. Знаю только из рассказов коллег Ильяса, что мама альпиниста напрочь отказывается верить в его гибель. Не ошибусь, если скажу, что всем нам хочется надеяться на благополучный исход.

Об Иване Лобанове мне, к сожалению, известно меньше. Он родился в 1961 году в России, кандидат в мастера спорта, опытный инструктор по альпинизму. В юности, познакомившись с девушкой из Узбекистана, женился на ней и переехал в Ташкент, где работал инженером-гидротехником в НПО «Узсельпроект».

КАК ВСЕ ЭТО СЛУЧИЛОСЬ?

Вот что сообщил по спутниковому телефону находящийся в это время на Аннапурне известный российский альпинист, член дружественной команды Глеб Соколов:

(1-й день поисков) Третий участник (его не задело) пытался ребят искать, но тщетно… Он затем поднялся в С2 (2-й лагерь – все прим. «Даракчи»), потом спустился в С1 (1-й лагерь). Мы сейчас идем наверх на поиски, но шансов найти кого-то живым практически нет….

(2-й день поисков) Мы во 2-м лагере. Сегодня летал вертолет. Никого пока не нашли. Лавинный обвал больше, чем на Манаслу (от лавины 23 сентября 2012 года на Манаслу погибли или пропали без вести 21 восходителей из других стран). Завтра продолжим поиски, но шансов не много. Сейчас во втором лагере – 4 из нашей экспедиции и 4 из узбекской. Вертолет организовывали турфирма Игоря и Екатерины Кулешовых и спасательная служба Непала. Два бипера у ребят было (би́пер, от англ. beeper от beep гудок, звуковой сигнал, здесь: радио-маяк, позволяющий найти райдера, погребенного под лавиной; этот маяк у райдера должен быть включен на передачу), но они остались в лагере.

(3-й день поисков) С утра искали, найти невозможно. Асфальт, ледоруб не втыкается. Все превратилось в лед. С вертолета нам сказали, что единственный шанс – искать в трещинах. Мы спускались в трещины, кричали. Обвал был такого размера, что нужны сотни людей для поиска, чтобы попытаться что-то найти. Также нужны приборы. Регулярно идут обвалы и небольшие лавинки с одной и другой стороны. Из вещей ничего не нашли, как будто никого не было. Ребята поднимались во 2 лагерь, шли из 1-го в таком порядке: Александр Быков, Иван Лобанов, Ильяс Тухватуллин. Саша поднялся во 2-й лагерь на 20 минут раньше. Он видел Ивана и небольшую лавинку, которая никого не задела. Залез в палатку. Сошел большой обвал, который обошел 2-й лагерь. Воздушной волной сбило палатку… Несколько кувырков с Сашей. Ребятам оставалось 15 минут до 2-го лагеря, но обвал прошел по пути подъема, и их сбило. Подниматься во 2-й лагерь можно только здесь. Это единственное место, все здесь ходят. Не повезло… Лагерь 2 был хорошо защищен, и обвал начался выше 2-го лагеря. Там сужение ребрами, и происходит ускорение. Быков сразу сообщил о случившемся – он побежал в 1-й лагерь, где была рация, и сообщил в базовый лагерь. Рации были у Ильяса, в 1-м и в базовом лагерях – так логично. Завтра спустятся остальные и начнем собирать базовый лагерь… Вероятность, что Ильяс и Иван живы, увы, очень мала.

«Мир сошел с ума от всевозможных рекордов… Мы совершаем наши восхождения не ради рекордов. Просто, когда долго занимаешься каким- то делом, хочется сделать что-то, чего еще никто не делал и показать, что, если человек чего-то захотел, у него обязательно это получится. И еще, мы никогда не ходим в горы, чтобы воевать или умереть за идею. Мы идем, чтобы прожить еще одну страницу нашей жизни… Меня часто спрашивают: «Сколько вам платят за ваши восхождения?» Люди забыли, что есть вещи, которые нельзя купить, даже за большие деньги. Сколько стоит доброта? Сколько стоит дружба? Сколько стоит любовь? Ответьте мне, люди. В наших путешествиях мы находим новых друзей, мы встречаем отзывчивость и понимание совершенно посторонних людей. Сколько стоит ощущение счастья, когда стоишь на вершине? Счастье нельзя купить, к нему приходишь через потери и переживания, которые дарят нам жизнь и горы. Люди, будьте счастливы!» (И. Тухватуллин, из рассказа «Стена»).

 

ИЗ ИСТОРИИ ВОСХОЖДЕНИЙ НА АННАПУРНУ

Эта десятая по высоте вершина мира стала первым покоренным «восьмитысячником» (всего в мире – 14 «восьмитысячников»). 3 июля 1950 г. Морис Эрцог и Луи Ляшеналь (Франция) достигли ее вершины. Южная стена Аннапурны была пройдена в 1970 г. членами английской экспедиции – Доном Уиллансом и Доугелом Хестоном. На спуске погиб участник экспедиции Ян Клаф. В 1978 г. На Аннапурну прибыла Американская женская экспедиция под руководством Арлин Блум. В состав команды входили только женщины. На восхождении погибли 3 участницы. 3 февраля 1987 г. польские альпинисты Ежи Кукучка и Артур Хайзер совершили первое зимнее восхождение на Аннапурну.

МАРШРУТЫ НА АННАПУРНУ

Наиболее доступный путь к вершинам по леднику Аннапурна – из ущелья реки Миристи. К подножию Аннапурны ведут пути через столицу Непала г. Катманду на автомобиле. У команды И. Тухватуллина, вылетевшей из Ташкента 8 сентября, 3 дня занял перелет Ташкент – Катманду. Несколько дней ушло на оформление документов на восхождение. 2 дня – переезд автотранспортом и неделя пеший караван с переноской груза экспедиции непальскими носильщиками к базовому лагерю. Кроме большой протяженности пути и пересеченности местности, помехой в продвижении экспедиции явились обильные осадки, дождь и снег. С понижением температуры осадки несколько уменьшились. 5 октября команда установила на северных склонах гималайского гиганта Аннапурна 2-й промежуточный лагерь (5800 м.), 6 октября спустилась в базовый лагерь. После трехдневного отдыха и подготовки необходимого снаряжения ребята должны были выйти на следующий акклиматизационный выход и установку 3 промежуточного лагеря.

 

МНЕНИЯ КОЛЛЕГ

– Ледяной покров горы Аннапурна до сих пор подвижный, сход лавин продолжается, поэтому найти ребят представляется крайне затруднительным, сообщает консультант ташкентского альпинистского клуба им. В. Рацека Дмитрий Пэйдж. – Тухватуллина и Лобанова накрыла не снежная лавина, а ледяная, и она твердая, как асфальт, то есть, чтобы этот лед расколоть, необходим экскаватор, что на такой высоте невозможно, поэтому, скорее всего, даже тела альпинистов найти невозможно. Хотя, в отличие от снежной лавины, полностью обволакивающей своих жертв, перекрывающей любую возможность для их дыхания, в ледяном плену возможно образование «ракушек» – воздушных пустот, в которых человек может жить какое-то время. Но с момента схода роковой лавины на Аннапурна прошло несколько дней, так что надежды на спасение альпинистов не много. Остальные в Ташкент попадут не скоро, поскольку им предстоит долгий переход до Катманду, где еще какое-то время уйдет на оформление всех необходимых похоронных документов.

– Все ребята были хорошо подготовлены к экспедиции, готовились три года, – говорит и. о. президента Федерации альпинизма и скалолазания Узбекистана, заслуженный тренер Узбекистана, мастер спорта международного класса Анатолий Васильевич Шабанов. – Правда, должны были восходить на Тибет, но из-за неожиданно возникшихсе ребята были хорошо подготовлены к экспедиции, готовились три года,и штурма. _______________________________________________ сложностей с визами, за полмесяца до начала экспедиции  стали готовиться к Гималаям, в частности – восхождению на Аннапурну. Хотя это – одна из самых опасных вершин в мире, и очень многие альпинисты, увы, оттуда не вернулись. Знаю, что вертолет спасательной службы Непала уже их искал наших альпинистов, попавших в беду. Но я практически сразу же связался по и-мейлу с президентом Непальской Федерации альпинизма, у которого также и крупное турагентство по Гималаям и Тибету, Ангом Шерингом Шерпой, и попросил его оказать посильное содействие в дальнейших поисках. Жду от него ответа. Активно помогает и один из организаторов экспедиции Тимур Кудакаев. Терять надежду все равно нельзя. Если двое наших ребят не вернутся домой, это будет огромная боль и потеря просто невосполнимая. Но я считаю, что нужно продолжать надеяться на лучшее…

– Все мы выбрали этот спорт, зная, чем он опасен, но чем больше об этом знали, тем больше рвались в горы, – сказала А.В. Шабанову по телефону первый тренер многих из отправившихся в данную экспедицию «рацековцев» Ия Алексеевна Попова. – Ильяс – несмотря ни на что, счастливый и успешный человек, все у него в жизни сложилось – и в семье, и в горах. Дай Бог, чтобы он и Иван вернулись живыми.

АРХИВ АВТОРА.

ИЗ БЕСЕД С ИЛЬЯСОМ ТУХВАТУЛЛИНЫМ

– Ильяс Хамидович, наверняка это не случайность, что вы стали альпинистом? Кто-то в вашей семье «болел» этим? И как у вас все началось?

– Спустя годы, я случайно узнал, что мой отец увлекался альпинизмом. Возможно, это в какой-то степени гены, но, думаю, больше все же – судьба. Как меня только мама с юности не уговаривала не ездить на тренировки. Она говорила мне, что не пустит в горы. Но я все равно делал все по-своему, как считал для себя необходимым. Я ей сказал: «Мама, извини, не могу не делать этого. Без альпинизма жить не смогу». Самое сложное – это решить вопрос твоего выбора в семье. Но есть в жизни каждого из нас вещи, которые касаются только нашего выбора, и никто другой вместо нас не вправе нести за них ответственность. В 1976 году увидел в ТашГУ, на физфаке, где учился, объявление о наборе в секцию альпинизма. Мы пошли с друзьями и записались. Ездили в горы, проходили вначале, как и положено, общую физподготовку, много общались на природе, любовались цветами и травами, дышали воздухом. Красота! Что еще молодым надо? Тренеры в то время устраивали в часы досуга интересные викторины, «капустники». Но не могу сказать, что меня влекло в горы только это. Скорее всего, был спортивный азарт и юношеское честолюбие.

– Но сейчас, должно быть, вы уже не столь честолюбивы?

– Еще как честолюбив! Просто более умудрен опытом. Ценю свое время, стараюсь не растрачивать его на пустяки, на что попало. Не хочется распыляться, надо успеть сделать в жизни что-то важное, главное.

– Однажды в беседе вы сказали, что в восхождении на высшую точку мира гору Эверест (8 848 м.), с группой альпинистов из Узбекистана для вас не было ничего нового и интересного. Разве не главное в альпинизме – покорение наибольшей высоты?

– Что вы! Нет, конечно. Хотя в нашей стране развит больше именно высотный альпинизм, но во всем мире более серьезным считается альпинизм высотно-технический – то есть, технически сложные подъемы. Вот это-то и интересно. Что может быть особо интересного в горе, пусть и самой высокой в мире, о которой ты уже столько всего читал и знаешь, и на которую до тебя восходили десятки, даже сотни людей? Да ничего. Хотя тогда нам было очень любопытно!

– Вы нашли то, что искали – высшую точку Узбекистана?

– Нашел, был у ее подножия, но пока не восходил на нее. Ведется до сих пор немало споров на счет того, какая именно это вершина. Но, по моему мнению, это «вирждин», то есть гора, на которой еще никто раньше не бывал, обозначенная на картах нашей республики как 4 643 м. Я восходил на нее.

– Альпинист – одна из самых рисковых профессий. А что, нельзя прожить без такого высокого риска? Адреналинчик нужен, да?

– А мы вовсе и не рискуем. Риск – это в городе, где полно машин, переходить дорогу. Или ехать в том же городе среди потока мчащихся автомобилей. Вот это, я понимаю – риск: никогда не знаешь, что может случиться: откажут, не дай Бог, у кого-нибудь тормоза – и… А в горах нет и не должно быть никакого риска. Наоборот – профессионал должен сделать все, чтобы рисковой ситуации избежать. Должен все рассчитать, продумать, взвесить. Альпинист не должен быть самоубийцей, вот и все.

Юлдуз МУХТАРОВА, Даракчи

 

 

 

НАША СПРАВКА

Аннапурна («богиня урожая» – санскр.), или Кали (черная, страшная), или Дурга (недоступная), или Парвати (дочь гор) расположена на территории Непала, в хребте Аннапурна, в междуречье Кали-Гандак и Марсенгди. Вершина ее имеет мощное оледенение: с некрутых снежных северо-западных склонов стекает ледник Аннапурна, с крутых стеноподобных склонов на юго-восток – Аннапурна Южный, на северо-восток – Аннапурна Северный. Массив Аннапурны имеет три главы. 

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности