Знакомиться с криминальной хроникой Узбекистана намного увлекательней, чем читать детективные романы именитых писателей.
Ни Агате Кристи, ни Жоржу Сименону, ни даже Артуру Конан Дойлю в голову не могли прийти сюжеты преступлений, которые ежедневно описываются в СМИ.
Мое внимание привлек сюжет о том, что в поселке Джумашуй Мингбулакского района четыре несовершеннолетние девушки были задержаны во время рейда в одном из ночных клубов. Их доставили в ОВД, где взяли отпечатки пальцев, а после воспитательной беседы каждой подарили книгу Абдуллы Кадыри «Минувшие дни».
Убедительная просьба к редакции сообщить точный адрес ночного заведения. Уж очень хочется на старости лет посетить такой поселковый клуб. Судя по заметке, с ночной жизнью в указанном населенном пункте все нормально, что несомненно вселяет оптимизм в светлое будущее для молодежи. Готов даже сдать отпечатки пальцев прямо на входе в клуб.
Радует и рост профессионализма наших сотрудников органов внутренних дел. Сотрудника ОВД девушка обвинила в изнасиловании. Но он не только опроверг ее обвинения с помощью видеозаписи, которая показала, что любовные утехи были на добровольной основе, но и нашел 7(!) свидетелей, давших показания, что ребенок не от него. Что касается видеозаписи, то есть подозрение, что ее используют в качестве учебного пособия для таких же любвеобильных сотрудников. Думается, что начальству надо взять накопленный опыт для распространения среди всех подразделений.
Что же касается свидетелей, то существует народная примета — свидетели долго не живут. Об этом убедительно говорит недавний случай, когда на свадьбе зарезали свидетеля со стороны жениха.
В Ташкентской области 16-летний подросток с друзьями убил свою мать. Мало того, что убил, но и с их помощью закопал ее в подвале.
В Самаркандской области несколько мужчин избили двух женщин. Судя по видеозаписи, били их не по-детски, а очень серьезно. По версии источника информации, причиной случившегося послужил снос жилья одной из женщин.
В школе учителя устроили массовую драку с директором. Причина, последствия и победитель побоища не указываются. Школьники же, похоже, получили хороший наглядный урок, который, несомненно, запомнят лучше учебной программы.
В Навои несовершеннолетний подросток пытался ударить мирно спящего пса. Слава богу, промахнулся. Собака, никому не мешавшая, только проснулась и ухмыльнулась. Мальчик испугался и убежал. Видимо, ему никто не объяснял, что лежачих и спящих бить нельзя.
Обратил внимание на результаты опроса, проведенного Агентством по борьбе с коррупцией. Оказывается, что 40 процентов молодежи не считает взятку коррупцией. Агентство бы еще в детских садах и в младших классах проводило опрос. Естественно, молодежь из-за отсутствия средств никому не дает взятки и ей никто не дает из-за отсутствия пользы от этого.
Искренне восхитился заметкой о том, что во время телевизионной передачи мужчина признался в том, что вместе с ним проживают две жены, а на телевидение он пришел в поисках третьей. Его выступление можно было бы расценить как явку с повинной, но информации о том, что это заинтересовало правоохранительные органы, я не видел. Странно, ведь статью 126 УК Узбекистана никто не отменял, а здесь и «признанка» налицо, и свидетелей немерено. Вся доказательная база имеется.
Учитывая такое количество информации, решил посмотреть, а что у нас со статистикой. Открыл раздел «Правонарушения» на сайте Госкомстата и прочел: «За годы независимости в Узбекистане реализован комплекс мер по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью, что позволило достичь положительных результатов и улучшения криминогенной ситуации в стране». Чуть ниже: «За последние три года наблюдается рост преступности в 2,1 раза». Еще ниже: «Уровень преступности (отношение количества преступлений на 100 тысяч населения) за период с января по март 2019 года по отношению к январю по март 2022 года вырос в 3,3 раза». Самый высокий уровень преступности в Ташкенте (234,1 на 100 тысяч населения), самый низкий — в Хорезмской области (19,2). В целом по Узбекистану в прошлом году было совершено 111 тысяч преступлений, в 2020 году — 62 тысячи преступлений.
Во времена СССР все сравнения отталкивались от 1913 года. Можно сопоставить уровень преступности и с периодом развитого социализма, но, увы, таких данных у меня нет, хотя в Госкомстате они наверняка имеются. Одно нашел: если в 2000 году в Узбекистане было зарегистрировано 2383 случая мошенничества, то в 2021 году — 24554.
Григорий Борисов, юрист, Узметроном