Разговор пойдет о хроникально-документальных фильмах, созданных за последние два года в республике.
Портрет на заказ
Мне удалось увидеть 31 хроникально-документальных фильм, что составляет большинство всех лент. И основные тенденции вполне понятны.
Не буду скрывать, некоторые идеи и мысли мне подсказали сами документалисты.
К примеру, самый «ходовой» товар – это фильмы-портреты и исторические личности. Первые финансируются преимущественно частными лицами, фирмами, организациями, вторые – из госказны, ведь надо держать реноме своей страны, представляя миру имена наших великих предков.
Чаще всего фильмы-портреты представляют нам людей, внесших значимый вклад в культурную, научную, общественную жизнь нашего региона в ХХ-ХХI веках. Юбилейные даты – именно тот повод для обращения к тому или иному имени.
К знаменательным событиям – 100 летним юбилеям художника А.Абдуллаева и писателя Шухрата (Г.А. Алимов) посвящены фильмы «Абдулхак Абдуллаев» (режиссер Ф.Жураев) и «Олтин зангламас» — «Золото не ржавеет» (режиссер А.Усмонов), очень схожие по кинематографическому решению. Вызвать интерес к жизни и творчеству человека, к миру его чувств, повседневным заботам создатели пытались, используя не только кадры старой кинохроники, фотоархивов, но и путем реконструкции отдельных событий, демонстрации их произведений.
Традиционно были представлены мнения людей, близко знавших юбиляров.
В подобном ключе выполнена и работа А.Ганиева о каракалпакском певце-сказителе Амете Тарихове в документальном фильме «Баланд бакши». Однако изучение человеческой души, его психологии не сопровождалось поиском новых средств воздействия на массовую аудиторию. Эти фильмы прозвучали традиционно, как бы по лекалам прошлого века. Отчего особого отклика в душе они и не вызвали.
Противоположные эмоции присутствовали при просмотре документальных картин «Абай сузи» — «Слово Абая» (режиссер Ш.Махмудов) и «Икки элнинг суюкли фарзанди» — «Любимый сын двух народов» (режиссер Б.Одилов). Создатели фильмов о жизни и творчестве знаменитого казахского писателя Абая Кунанбаева, киргизского творца Чингиза Айтматова смогли воплотить очень скрупулезный подход при выборе используемого материала, изобразительного ряда, художественных образов. Наряду со множеством архивных фото- и кинодокументов вызывают интерес и доверие неожиданные подробности жизни, философские вопросы, поставленные этими героями перед современниками и будущим поколением людей.
При этом пустых, проходных событий, слов нет, каждый кадр отвечает поставленной цели. Четкий хроникально-событийный пласт меняется неожиданными художественными приемами и образами. Это интересно. Это познавательно.
Работа «Уриб тур, юрак» («Сердце, бейся») режиссера М. Карабаева посвящена жизни и деятельности главврача Республиканского центра кардиологии Равшана Курбанова. Этот фильм выполнен в жанре репортажа, начиная от утренней пробежки ветерана медицины, общения с коллегами, пациентами, участия в операции до посещения Хивы, родного города юбиляра, где каждый готов сказать доброе слово о земляке.
Без сомнения, такие картины нужны, особенно о врачах, которые сейчас держат серьезную оборону против мировой пандемии. Однако чего же мне не хватило?
Мне не хватало длительного наблюдения за поведением человека в обычном, естественном для него состоянии – в работе, в уединении, в мыслях, путем скрытой и синхронной съемки. Ведь он наш современник. Этот образ можно было бы расширить, сделать совсем близким, привлекательным, на которого хотелось бы равняться.
А вот для фильма «Аксакал» режиссера А. Ганиева о Каллибеке Камалове, четверть века возглавлявшего Каракалпакстан, пришлось потрудиться так, чтобы нанизать на длительную нить истории все сохранившиеся документы, кадры, мнения, судьбы людей, вплоть до наших дней. Этому герой почти 100 лет и он ещё жив.
Тем более, интересно прикоснуться к такой легендарной личности. Создатели картины в полной мере дали нам ощутить правоту его мыслей и действий. Познавая его, мы раскрываем страницы закрытой от нашего народа истории.
Дроны и фолианты
Интерес, знание о нас самих, наших предках в геометрической прогрессии увеличивает чувство гордости, значимости той земли, на которой мы рождены. Вот почему так важно, как отечественные деятели кино «подают» исторические личности.
Ведь фото и киноархива, как вспомогательного механизма, под рукой, по сути, нет. Как ни странно, но креативный подход может расширить границы реально дозволенного и нереально возможного в кино.
Есть такое выражение – «Чувство истории начинается с желания узнать то, что было до тебя». К сожалению, большинство увиденных проектов не вызвали во мне такого чувства. Я не только не осталась холодна, безразлична к выбранной теме, но и во мне бурлило негодование от непрофессионального подхода создателей кинолент к историческим личностям, представленным событиям.
Так, фильм «Узбекистон – ислом цивилизация маркази» — «Узбекистан – центр исламской цивилизации» (режиссер Х.Валиев) обещал показать этапы становления и развития исламской цивилизации на нашей земле. И, хотя название данной работы автоматически несет окрас затертого шаблона, надежда на это оставалась. Но, по прошествии 34 минут проведенного времени в поисках цивилизационного «зерна», пришла к выводу. Нет его (зерна) ни в сути картины, ни в методах его отображения.
Не перечесть число штампов! Уж сколько говорящих голов, застывших в одном неподвижном ракурсе, нам подавали? Уж сколько раз не операторская камера, а бездушные дроны облетали и транслировали исторические памятники, медресе Узбекистана? Уж в скольких фильмах демонстрация арабской вязи, старинных фолиантов, миниатюр нам заменяли стройную мысль создателей подобных киношедевров?
Я уже не говорю о страничках советского времени, наглухо закрытых до сих пор для нашего зрителя. Откройте эту сторону вопроса, внесите новый ракурс в свое киноисследование. Ведь имеются архивы, еще живы люди, которые могут объективно предоставить сведения о нашем недавнем прошлом.
Имена великих соотечественников – Имамов Бухарий и Термезий, ученых Фаргоний, Улугбека и других – вводят меня в истинный восторг, однако рассказ о них смазан затасканными приемами, что убивает интерес к происходящему на экране.
Для воссоздания исторических событий нередко кинематографисты стали применять постановочные методы (реконструкцию) с использованием реальных персонажей, непрофессиональных исполнителей и даже артистов. Порой они дают впечатляющий результат со смысловой и художественной точки зрения. Но всё зависит от мастерства создателей и от их этического чувства.
Картина «Хакикат киличи» — «Меч правды» об ученом Абул Муъин Насафий (режиссер М.Карабаев) не избежал традиционных вышеупомянутых шаблонов — говорящие головы с нравоучениями, виды исторической и современной архитектуры, манускрипты, священные книги, мусульманское радение и т.д. Но документалисты пошли по пути создания этакой кинопрозы, когда, исходя из скупых исторических сведений, произошло переосмысление давно ушедшего времени современными способами. Примеры из жизни Насафия (в реконструкции) были наполнены позиционным отношением к вере, тому, что дает Всевышний – к богатству, терпению, труду, благотворительности. По сути, создатели этого фильма по-иному подошли к «прочтению» тех исторических событий.
Чего нельзя сказать о двух других документальных фильмах, сделанных одной режиссерской рукой А. Гамирова. Картина «Хожаи жахон Абдулхолик Гиждувоний» — «Владелец мира Абдулхолик Гиждувоний» посвящена 915-тилетию ученого, его жизни и творчеству. А «Хожа Бахоуддин Накшбанд» — к 700-летию основателя легендарного суфийского ордена.
Две величайшие личности в истории нашего народа, внесшие вклад в становление мусульманской веры на широких просторах Азии, оказываются просто затертыми мишурой ненужных слов, нравоучений, неумелыми, никчемными реконструкциями.
Так, несчастный Накшбанд долго и с трудом катит мельничный камень (круг). И этот прием мне о чем-то говорит? К примеру, о его трех правилах – паузах для самоконтроля, для счета, для сердца из учения ордена Накшбандия. Почему не расшифровать, пояснить, визуализировать нашим зрителям величие, учение Гиждуваний и его последователя Накшбанди. Изобразительное полотно фильма должно нести дух эпохи восточного ренессанса, быть востребованным и спустя десятилетия для наших потомков.
Документальный фильм «Абдурахмон Жомий» — «Абдурахман Джами» режиссера Ж. Касимова отсылает нас в 15 век, ко временам Тимуридов, когда на Среднем Востоке, наряду с Навои, жил и творил таджикский поэт-мистик, философ. Экранный материал был представлен как очередная научная статья, представляющая интерес только для ученого сообщества, в которой реконструкция событий как бы позволяет визуализации слов экспертов. Здесь же имеется традиционный изобразительный ряд –интерьер под старину, вековые книги, миниатюры, музыкальные инструменты и прочее. Обилие постановочных фрагментов не только не приблизило к пониманию творческой личности, но в памяти запечатлело лишь нашего героя, который сидел за гончарным кругом и лепил горшки.
Завершающие кадры были вполне художественны: некий старик оставлял следы в песках пустыни, ассоциативный ряд — его наследие в истории. Но они не учли, что слепок на песке недолговечен, он может через мгновение исчезнуть под порывами ветра…
Имена великих Джами и Навои вновь встретились через пятьсот с лишнем лет, совершив прыжок во времени, чтобы оказаться в кинематографическом пространстве отечественных деятелей и зрителей. Документальный фильм «Навоий анжумани» — «Форум Навои» режиссера Шермухамедова взял иную планку: вначале лишь косвенно рассказав о жизненном пути узбекского поэта, далее разговор перевел на современность. И пошли по цепочке места, мероприятия, события, спектакли, фильмы, связанные с именем великого поэта. Среди всего представленного конгломерата есть интересные кинематографические миксы, когда воедино срабатывают несколько жанровых приемов, идет монтажная «резвость» кадров. Но порой есть и излишняя растянутость.
И ещё животрепещущий вопрос, возникший во время просмотра именно этого фильма. Складывается впечатление, что документалисты просто не знают, что делать со старинными фолиантами, раскрытые страницы, картинки, корешки которых нам усердно демонстрируют. Но покажите нам что-то интересное, познавательное!
Пусть эксперт в белых перчатках, как это принято всюду, прикоснется к книге, мы услышим шелест перелистываемых страниц, познаем новую историю, которая нас заинтересует, останется в памяти. Книга ценится не по обложке, а по ее содержимому. Расскажите историю нам современным языком, и будущее будет вам за это благодарно.
Нащупать формат фильма об историческом городе «Кадимий Бухоро» — «Древняя Бухара» (режиссер У.Маликов) или о личности и знаковом месте «Сузук-ота» (режиссер М. Адылов) требует не только скрупулезного подхода, но и оригинального мышления, чтобы заинтересовать зрителей. Если первоначальные кадры древней Бухары, снятые с высоты птичьего полета дронами, ничем не удивили, то, включив мультипликацию о Сиявуше, Македонском, Чингисхане, авторы внесли новые творческие приемы в документалистику.
С помощью того же метода совершили реконструкцию сооружений, некогда существовавших в прошлых веках. Очень интересно смотрелись параллели современных зданий и реконструированных, с помощью графики в движении. В принципе неплохой получился результат.
История Сузук-оты – знаменательной личности, ученика святого Яссави — представлена в реконструкции событий: интерьер, внешний вид персонажей, атрибуты, речи-назидания исполнены в традиционно выработанной манере своих коллег. История мечети Сузук-ота, где находится мавзолей этого человека, — это другой формат изображения и приемы монтажа, когда чисто эмоциональное воздействие старой хроники, фото переворачивает сознание человека. Возвращение к истокам, вере идет в современном Узбекистане и путем восстановления святых имен и мест. Это вдохновляет.
Из увиденных документальных фильмов лишь работа Э. Аббасова «Узбек овозсиз киноси тарихидан» — «Из истории узбекского немого кино» полностью отвечает жанру киноисследования. Это ощутимо по тому, какая серьезная и планомерная работа была проведена его создателем на основе переосмысления хроникального киноматериала.
Черно-белое кино – вот формат картины, сливающийся со старыми кадрами 1908 года, впервые запечатлевшими основоположника туркестанской кинематографии Худойбергана Девонова. Закадровое музыкальное сопровождение — неспешные мелодии макомов и прочих старинных произведений – удивительно гармонично легло на повествовательный ряд. Живая монтажная сцепка позволила уловить неповторимость хроники начала ХХ века, ощутить магнетическое влияние старых документальных, художественных фильмов, прочувствовать красоту лиц, людей столетней давности.
Этот труд — кинематографическая энциклопедия, которую надо показывать молодежи. Признаюсь, что данный фильм оказался лучшим, отличающимся силой восприятия, верности правде, познания прошлого, настоящего и будущего.
Нащупать нужный формат
Не так давно мы отметили знаменательную дату – Ташкентское землетрясение 1966 года. Никогда не думала, что рядовые граждане, пользуясь различными коммуникационными связями, выложат в Интернете огромное количество документальных фильмов, роликов, песен о постигшем тогда узбекский народ несчастье, горе. А также большой помощи и дружбе братских народов СССР, за три года поднявших новый, сверкающий город, ставший «Звездой Востока».
Основой для такого эмоционального всплеска послужили фильмы, снятые около полусотнями кинематографистов, которые были приглашены легендарным Маликом Каюмовым, возглавлявшим в те непростые годы «Узбекфильм», для фиксации всех тех событий. Эта правда жизни позволяла ощутить даже соль от слез на щеках детей, женщин, стариков. Так мастера кино трудились, так они любили свою работу. А какие нынче эмоции вызывают фильмы современных документалистов?
Именно в картине Ж. Исхакова «Ягона осмон остида» — «Под небом единым» были воспроизведены исторические кадры ташкентского землетрясения, когда на помощь пришла соседняя страна — Таджикистан. Прошли годы, изменилась страна. Как легко разрушить связи, и как непросто их восстановить. Но корни наших народов едины, а значит, родных по крови людей когда-нибудь время свяжет.
И это произошло, исторические и современные кадры последовательно и красочно это запечатлели. В неспешной манере киноочерка была представлена наша жизнь с людьми, свадьбами, аистами, реками, символами, городами, встречами лидеров стран. И здесь особо не надо придумывать сюжеты, раскрывать характеры, писать диалоги… Здесь сама жизнь.
Кинопублицистика — это не только видовой, хроникально-событийный вид киноискусства, но и серьезное средство пропаганды.
К социальной кинопублицистике можно отнести «Кайноналар кенгаши» — «Совет свекровей» в постановке Ж. Пулатовой. Преодоление трудностей совместного проживания восточной матери мужа и невестки – главная задача Совета свекровей, созданного в экспериментальном порядке в Ташкенте. С художественной и технической стороны этот полуигровой фильм создан на уровне учебной студии. Но если обратить внимание на поднятые задачи и цели –это хороший пропагандистский шаг.
Режиссер Д.Шакиров избрал редкий формат и тематику для своего фильма «Имкон беринг» — «Дайте возможность». Документалист буквально входит в жизнь… несовершеннолетних преступников. Судьбы 3-4 осужденных в нарезке с комментариями психологов, ученых, священника и других дают стремительный эффект предостережения и недопустимости преступных действий другими молодыми людьми. Моральный выбор каждого из персонажей сделан – раскаяние, жизнь по размеренному порядку, усердная учеба и труд в колонии. Рутинная фиксация будней осужденных неожиданно смягчаются художественными приемами – локонами спадающих с юных голов волос при табуированной стрижке, картины дождя за окном, по другую сторону которой стоит парень, тоскующий о свободе…
Отстраненное зрелище
Проект «Узбекистон миллий парламенти тарихи» — «История национального парламента Узбекистана» (режиссер М.Эркинов) можно отнести к социальной кинопублицистике. История и роль Олий Мажлиса в современном мире начинается с далекого прошлого, когда на троне восседал Амир Тимура. Затем идут ретроспективные кадры 90-х годов ХХ века, когда формировался отечественный парламент, где в последующем выступали депутаты, эксперты, руководители нашей страны. Так была представлена внешняя оболочка одной из ветвей власти.
Но нам этого не достаточно, нам важен тот «муравейник», который делает огромную работу в государстве. Живые лица и дела самих депутатов. Нужны аналитика (участие партий, их взаимоотношения, представительства), цифры (депутаты, комитеты, комиссии, рассмотренные документы и принятые законы), встречи избирателей со своими депутатами. И многое другое. Думаю, эпоха повсеместного сладкоголосья уступила место честному и открытому диалогу с народом. Этого же ждем от подобного рода документального кино.
В жанре кинодневника была представлена работа «Саркардалар мактаби»-«Школа военных» режиссером Ш. Махбубовым. За 100 лет существования Ташкентского общевойскового военного училища много сынов прошло славный путь защитников отечества и продолжает нести свою службу. В фильме хорошо вписались хроникально-документальные кадры начала ХХ века, запечатлевшие первые шаги становлении училища, когда набор шел из местного населения. Годы репрессий в 30-х годах прошлого века, Великая отечественная война в 1941-45 годы, Афганистан…
Про все это в фильме достаточно четко сформулировано, однако временные и смысловые провалы ощущаются за последние четверть века существования этой военной организации.
Однако, я не увидела, а хотелось, как шло становление училища в годы независимости. Как происходил разрыв с единым пространством СССР — вопросы подготовки кадров, пополнения военного оснащения, снабжения, оборудования и т.д.? Мне нужна компетентность. А не картинки бытовой жизни курсантов с демонстрацией столовых, культурных мероприятий, игр в камуфляжных одеждах. Общеобразовательное, информационное кино подразумевает показ военных лиц в учениях, в том числе и боевой обстановке. Поверхностная картинка, без переживаний, вхождения в кадр конкретного лица, не привлекает зрителя. Именно про такое говорят как об «отстраненном зрелище».
«Студия документальных фильмов» предоставила для обозрения два номера «Узбекистон киножурнали» — «Киножурнал Узбекистана», создателями которых выступила творческая команда без поименного ранжирования. На каждый из 6 сюжетов отведено по 2-4 минуты, куда должны уложиться хроникально-информационные события у нас в стране и за рубежом. Кинематографическая конструкция этого жанра подразумевает правило: чем короче время вещания, тем насыщеннее должен быть контент и кадр.
К сожалению, отдельные события имели размытый, непродуманный формат подачи материала, отчего даже столь минимальный по времени сюжет вызывал явную скуку. Даже при всем желании нельзя было выковырять хоть какую-нибудь малюсенькую «изюминку» в представленных репортажах.
Киноочерк «Самовий отлар» — «Небесные кони» (сценарий и режиссура Д. Шакиров) создан совместными усилиями узбекских и туркменских сторон, которые хотели рассказать о знаменитых конях — ахалтекинцах. На карте Ташкента зафиксирован парк «Ашхабад» — это явилось отправной точкой для дальнейшего разговор о потеплении соседских взаимоотношений, а через эту призму и о… туркменских конях.
Как наивны те, кто считают, что таким образом можно вызвать симпатию и интерес людей к этим скакунам. Для достижения этого эффекта есть стандартная процедура съемок, подачи материала на соответствующих телеканалах о животных. Благодаря имеющейся матрице можно традиционные съемки нетрадиционных коней показать так, чтобы этот сюжет привлек внимание более значимого количества зрителей. В противном случае, для чего ломать копья и колесницы?
Надо понимать: зритель не будет мучить просмотром местного «контекста», он просто перейдет на другой канал или выключит телевизор. Он не просто устал, ему совсем не интересны потуги, через которые проходят наши кинодеятели (по 1 или 2 набору). Ему бы умного зрелища и отечественного кинохлеба, а не разбавленного, тиражированного хроникального «лимонада».
Просмотр документального фильма «Имкониятлар макони» — «Место возможностей» Х. Валиева ввел меня в ступор. Однозначно, материал заказной. С рекламной или иной целью. Но свободные экономические зоны, о которых идет речь в фильме, не только не заинтересуют инвесторов, но и поступят они как наш зритель, просто выключат телевизор. Жаль, что хорошее дело пустили по ветру, на котором многозначительно парил орел.
Документальный фильм «Муйнак – дустлик улкаси» — «Муйнак – край дружбы» режиссера Т.Калимбетова затронул трагедию Аральского моря. Но во-первых, я не понимаю по-каракалпакски. Нет дубляжа или титров. А видеоизображение транслирует какие-то общие кадры местности, города, детей, занятых спортом.
Вместо итогов
Попутно у меня назрел такой вопрос. И почему на нашем отечественном кинонебосклоне есть фильмы на каракалпакском языке, но нет на русском? А в документальном фильме «Аксакал» одновременно звучат три языка – узбекский, каракалпакский и русский, они идут без дубляжа и титров. Такая языковая пересортица требует серьезного подхода к этому архиважному вопросу.
Наш марафон по кинодокуменалистике закончен. Жанровая палитра, несмотря на скептический мой настрой, всё же оказалась не такой скупой и однообразной. В копилку вошли кинорепортаж, киноочерк, киноисследование, социальная кинопублицистика, кинодневник, фильм-портрет, кинопроза и прочее.
Не все работы были подвластны этике документального кино – верность правде. Когда непрофессионализм, когда внешние установки (спонсоров и работодателей), а когда просто страх людской сковывал творческую фантазию и порыв кинематографистов к созданию правды на экране.
Документальное кино не делает знаменитостями его создателей. Они не становятся обладателями больших денег и многих поклонников. Имена многих из них остаются безвестными, лишь одну тройку мастеров из Узбекистана можно отчеканить без запинки.
Документалистика – это не только инструмент для хроникальной фиксации жизни, а уникальное средство познания мира и самовыражения. Этим она мне особенно дорога.