В Узбекистане было два сильных социальных лифта, сформировавших интеллектуальную прослойку после обретения независимости.
Первый лифт — турецкие лицеи, где без блата самые способные дети со всех уголков страны получили массово хорошее образование. Второй лифт — Университет мировой экономики и дипломатии (УМЭД), первых 7-8 лет.
На фотографии первый ректор УМЭД, своими руками создавший этот университет, чьё имя мы часто в разговорах о былом величии университета слышали. Но никогда нигде не проскользнула даже фотография с его лицом. На днях увидела впервые в рамках встреч по созданию ассоциации выпускников.
Знакомьтесь, Саидкасымов Саидмухтор Саидгазиевич. Доктор философских наук. Интеллигентный, взвешенный, блестящий интеллектуал. Проработал с Горбачёвым в перестройку пять лет, позже уже Ельцин предложил с ним остаться, но Саидкасымов решил вернуться домой. В новый независимый Узбекистан.
Идея создания университета родилась неспроста. В советское время в республиках внешнеполитического ведомства не было, все решали в Москве, отведя местным лишь протокольную функцию. Встреть-накорми-покажи-чапан-подарки-отправь.
Саидкасымов, визионер по сути, предложил президенту Каримову начать готовить собственные дипломатические кадры, чтобы могли вести переговоры, открывать посольства новой страны за рубежом, готовить соглашения и тд.
Так, в 1992 году родился УМЭД при председателе Кабмина, президенте республики Узбекистан. (Тогда это было одно лицо) Сам Саидкасымов, совмещая с ректорством, успел поработать и вице премьером, и министром иностранных дел.
Университет стал принимать студентов с уже 2-3 курсов других вузов, подтягивая по квоте из каждой области самых лучших молодых ребят и девушек. Первые экзамены проводили тоже на местах в областях, чтобы транспортные расходы не были препятствием для одарённых детей из простых семей. Без сомнения, он также собрал самых сильных педагогов страны. Когда мы учились, ходили разговоры, что в первые годы набора смотрели даже на внешний вид и рост. Дескать, дипломаты должны выглядеть соответствующе. Не знаю, правда или нет.
Вы можете представить ажиотаж вокруг поступления, звонки, давление? Так вот, бывшие выпускники рассказали, что избежать коррупции по решению ректора сами студенты проводили первичное собеседование на английском и вели приём документов у абитуриентов. Искали способных и интересных, равных себе.
В УМЭД изучали новые дисциплины, такие как международное право, мировая экономика, международные отношения и т.д. С открытием фонда УМИД по отправке за рубеж талантливой молодёжи, до 70% курса стабильно уезжали в бакалавриат и магистратуру от США до Японии. Не это ли ещё один признак честного отбора при поступлении?
Деканатов не было. Существовал студенческий совет, взявший на себя многие задачи деканатов. Саидкасымов также ввёл стажировки для студентов в стенах МИД и посольствах. Сейчас этого уже нет. А тогда было совсем другое время. Даже воздух за забором университета казался иным.
Но внезапно что-то происходит. И Саидкасымова резко ‘уходят’. Неясно, что именно тогда произошло. Сам Саидкасымов лишь уклончиво сказал о ‘политических разногласиях. ’ На балансе университета на тот момент было бережно накоплено порядка 5 млн долларов. Это огромная заслуга ректора.
В сухом остатке — Саидкасымов ушёл с госслужбы, со временем уезжает преподавать за рубеж. Университет переходит от президента к МИД в 1998. Вводят тест на общих основаниях. Растёт влияние Минвуза. Расходятся преподаватели.
Я поступала в 1999. Мы ещё как-то выезжали пару лет на былой славе и калибре абитуриентов и педагогов. УМЭД был все ещё на слуху, элитарный alma mater, давший путёвку в жизнь десятке тысяч одарённых молодых людей. Среди них министры и послы. Но точка невозврата все-таки была пройдена в момент ухода Саидкасымова и организационных изменений. Несколько годами позже, университет накрыло окончательно.
Но кто же спровоцировал катастрофически несвоевременный уход Саидкасымова и последовавший закат университета? Попыталась узнать у людей, работавших тогда в УМЭД. Организовавший тогда травлю чиновник уже, правда, умер. Но при жизни был известен тем, что курировал образовательную сферу и смачно материл великовозрастных академиков. Других значимых следов в современной истории, вроде, не оставил.
Я хочу поблагодарить всех причастных за создание замечательного университета. Это была огромная веха в становлении молодой республики. Ни разу ни одной копейки взятки никому не довелось платить. Спасибо.
Сейчас Саидкасымов вернулся в старые пенаты, проректором по международной части. Восстановить хотя бы долю былой славы университету будет невероятно сложно. Но попробовать стоит.