Таможенный союз никак не обойдется без того, чтобы его границы были максимально укреплены, в том числе и военными силами.
Простым примером, подтверждающим этот вывод, может служить Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии. Таджикистан, Киргизия, Армения и с рядом серьезных оговорок Украина широко рассматриваются как вероятные и почти реальные претенденты на участие в ТС. И это правильно – альтернативы интеграции в условиях растущей глобальной конкуренции просто нет.
В документах проведенного в конце марта в Бишкеке группой экспертов ситуационного анализа уже отмечалось: в случае вступления Киргизии в Таможенный союз заградительные пошлины повысят конкурентоспособность киргизских товаров в сравнении с китайским импортом.
Правда, при проблемной киргизской границе, что обусловлено недопустимой слабостью и коррумпированностью всех государственных институтов Киргизии, сразу возникает вопрос: смогут ли пошлины ограничить контрабандные потоки? Ответ однозначен: заградительные пошлины на внешней (для ТС) границе Киргизии будут иметь смысл только при присутствии на этой границе таможенников и пограничников из других стран Таможенного союза.
Совершенно не случайно синхронно с киргизской инициативой по вступлению в ТС действующие в регионе западные агенты влияния начали активно отрицать наличие угрозы со стороны террористических групп, базирующихся в Афганистане, в связи с передислокацией войск западной коалиции к 2014 году. Одновременно ведется и работа по изменению самого отношения к Организации договора коллективной безопасности: к примеру, утверждается, что безопасность страны обеспечивалась за период независимости любыми другими субъектами, только не ОДКБ. Системные недостатки организации успешно эксплуатируются, домысливаются, интерпретируются.
Само понятие «таможенный» подразумевает вопрос о границах. Понятие «союз» должно, вероятно, символизировать совместную деятельность, а не простую сумму потенциалов. Существующие в настоящее время в Таджикистане и Киргизии оперативные пограничные группы не участвуют в собственно охране границ, выполняя советнические, консультативные функции. В то время как полноценное существование Таможенного союза однозначно должно подразумевать и функционирование некоего «пограничного союза», функции которого могла бы взять на себя ОДКБ, учитывая и тот факт, что страны – участницы ОДКБ являются если и не членами ТС, то претендентами на такое членство. Необходима совместная прямая охрана границ Таможенного союза пограничными силами, прежде всего – силами стран – учредителей ТС.
Пограничная функция существенно дополнила бы миссию и конкретное содержание ОДКБ, что, в свою очередь, существенно усилило бы и экономическую суть Таможенного союза и всех дополняющих его интеграционных форматов.
Александр Князев, доктор исторических наук
Независимая газета