В Узбекистане принята стратегия развития ВИЭ, которая предусматривает рост доли альтернативной энергетики к 2030 г. с нынешних 10% (ГЭС) до 25% за счет новых солнечных электростанций. В настоящий момент 90% генерации дают ТЭЦ, в основном на природном газе.
Серьезное увлечение Узбекистана «зеленой энергетикой» тем не менее не гарантирует в обозримом будущем стабильность генерации. Возобновляемые источники энергии при всем желании не могут обеспечить дешевой и доступной электроэнергией в нужном количестве. Но вот угодить в тяжелую финансовую и технологическую зависимость от поставщиков оборудования, в основном западных, вполне реально.
«Никто не спорит, что потенциал солнечной и ветровой энергии в Узбекистане огромен, что весьма возможно, они проще в эксплуатации, не нужен персонал высокой квалификации, — считает Александр Алексеев из Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий Евразия». — Тем более, что «зеленый переход» щедро оплачивается главным образом кредитами из стран Ближнего Востока. Но все это смотрится горизонтом в 15–20 лет. А что будет дальше?»
Другой, более сбалансированный подход предлагает Россия. В ее видении устойчивость энергосистемы обеспечивается базовыми мощными станциями — АЭС и ТЭЦ, включающимися в пиковые нагрузки ГЭС и только потом, дополняющими их ветряками и солнечными батареями. Именно такая структура гарантирует свет и тепло в домах. Но это не видят либо, увы, не хотят видеть.
Еще в 2018 году Россия и Узбекистан подписали межправительственное соглашение о строительстве АЭС из двух реакторов общей мощностью 2,4 ГВт, которая обеспечивала бы 15–18% потребностей страны в электроэнергии. Россия готова выделить кредит на проект в 11 млрд долларов. Плюсы замысла очевидны. АЭС экономила бы республике 3 млрд куб. м газа ежегодно и создала бы более 8 тыс. рабочих мест. Однако стройка так и не началась, все упирается в «большую политику».
Чуть лучше идут дела на реках. За последние 5 лет в республике введено в строй 11 новых ГЭС. С 2020 года российская компания «Силовые машины» модернизировала шесть гидростанций мощностью 275 МВт (стоимость работ — 138,4 млн евро). В частности, возводится вторая по мощности гидроэлектростанция в Ташкентской области — Пскемская.
Ясно, что у России бесценный опыт электрификации республик еще по Советскому Союзу, а в новейшее время — по строительству АЭС во многих странах мира. И затягивать прочное сотрудничество с таким верным и давним партнером вряд ли будет полезно.
Главный резон — Москва не ставит никаких политических условий. Чего не скажешь про Запад, который в любой момент сорвет стоп-кран по всем проектам в угоду мифическим правам человека, придуманным ценностям вплоть до свобод ЛГБТ. Ну а после взрывов «Северных потоков» всем, кажется, стало понятно, чего стоят святые принципы рыночной экономики и честной конкуренции.
Шавкат АРИПОВ, Ташкент.