Гибель тысячи каспийских тюленей на казахском побережье нынешней осенью еще раз показала всю хрупкость современного мира.
Эта мысль красной нитью прошла через всю конференцию «Каспийское море и устойчивое развитие: охрана окружающей среды». Форум собрал крупнейших авторитетов из России, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и Ирана.
Так, казахский эксперт Кирилл Осин считает, что многие беды напрямую связаны с обмелением Каспия. Плюс активное воздействие человека, особенно в сфере добычи нефти и газа, на среду обитания животных.
Это мнение поддержали и дополнили Ваги Маммадов из Института геологии и геофизики Азербайджана, исполнительный директор Агентства государственной поддержки неправительственных организаций Азербайджана Айгюн Алиева, депутат республиканского парламента Азер Аллахверанов, представитель Общественного совета при министерстве природных ресурсов РФ, эксперт Алексей Кокорин и другие специалисты.
По их оценкам, следует взять под усиленную охрану природные территории привычных лежбищ, наладить спутниковый мониторинг для отслеживания уровня воды, особенно там, где обитают самки. Ученым следует предельно конкретно отследить пути миграции тюленей, спасающихся от обмеления и человека.
Например, среди причин их гибели-это отравления газами из нефтегазовых месторождений под дном Каспийского моря.
Разговор приобрел особую актуальность еще из-за того, что он происходил в Баку во время 29-й сессия Конференции сторон Рамочной конвенции Организации объединенных наций об изменении климата. именуемая также COP29.
Каспий был и остается стратегическим узлом огромного региона, он словно огромный хаб исторических возможностей. Только Россия имеет торговый оборот со странами Прикаспия почти в 40 миллиардов долларов. И это далеко не предел, особенно на фоне МТК «Восток-Запад» и «Север-Юг», стремительно набирающих силу.
Богатства Каспия включают свыше 500 видов растений и 854 вида рыб, из них около 30 имеют промысловое значение: белуга, севрюга, стерлядь, осетр (около 90% мировых запасов осетровых), судак. А в целом около 400 биологических видов-это эндемики.
Впрочем, над морем нависла большая беда. За последние 20 лет Каспий стремительно мелеет. Особенно критическая ситуация сложилась в северной – российской и казахских частях Каспийского моря. Площадь водоема сократилась на 23 тыс. кв. км, с 2011 года уровень упал на 1,74 метра. Это может привести, в частности, к исчезновению северного Каспия, к закупорке дельты Волги, потере ценных сортов рыбы. Без воды может остаться, например, крупный город Актау, который держится за счет атомного опреснителя морской воды.
Ученые доказывают, что обмеление Каспия происходит за счет резкого, в три раза сокращения дождей в районе Волги из-за перемен с климатом. Также в черную дыру превратился туркменский залив Карабогазгол, располагающийся на четыре метра ниже моря и куда бешеным потоком уходит вода, бесполезно испаряясь на огромной площади. Но это не значит, что сделать ничего невозможно и осталось только смириться с «игрой природы».
Не стоит забывать, что в Каспийское море впадает 130 рек. Среди них Волга, Урал, Терек, Кура, Дарвагчай, Рубас и другие. И только в Волгу впадает еще 2600 рек, среди них Кама и Ока. И все еще далеко не все потеряно!
Понятно, что главная забота ляжет на «Каспийскую пятерку», но отрадно и то, что к решению проблем водоема присоединяются Узбекистан, Киргизия, Таджикистан. Им как воздух нужен выход к морю, к транспортным путям. Отсюда их участие в строительстве новых причалов и складов на каспийском побережье, прокладывании шоссеек и железных дорог в сторону моря. После потери Арала общественное мнение в этих странах резко изменилось-Каспий остался последней надеждой.
Не будем сбрасывать со счетов и прошедший в Баку СОР29. Там были приняты важные решения о борьбе с потеплением, Запад огласился отчасти профинансировать траты развивающихся стран в этой сфере. Если, конечно, это не очередная изощрённая спекуляция ради продвижения новых технологий и выкачивания средств из традиционных отраслей.
Равшан КАДЫРОВ, Ташкент