О преимуществах искусственного интеллекта (ИИ) сегодня известно каждому. Генеративный ИИ способен решать множество разнообразных задач и доступен любому обладателю смартфона. Однако за любую технологию нужно платить, и нейросети – не исключение. О том, с какими практическими трудностями связано развитие искусственного интеллекта в Узбекистане, рассказал бизнесмен, инвестор с международным опытом Улугбек Мирзамухамедов.

На фото: Улугбек Мирзамухамедов / Ulugbek Mirzamukhamedov
Для функционирования и развития ИИ необходима соответствующая инфраструктура, пояснил он. Основной элемент этой инфраструктуры – центры хранения, переработки и передачи данных, или дата-центры (ЦОДы). Мировое лидерство по числу дата-центров принадлежит США (свыше 5000), в то время как в Узбекистане их насчитывается, по разным данным, от 5 до 6, отмечает Улугбек Мирзамухамедов.
Инвестор указывает, что власти Узбекистана уделяют большое внимание развитию ИИ. В этой связи была принята национальная стратегия и уже реализуется ряд инициатив, говорит предприниматель. Так, ранее правительством страны было принято решение о постройке крупного дата-центра с участием иностранных партнеров.
При этом строительство дата-центров не только в Узбекистане, но и во всей Центральной Азии осложнено климатическими особенностями региона, отмечает инвестор. Так, критически важным для работы ЦОДов является чистый воздух, поскольку пыль при накоплении способна резко ухудшить работу систем охлаждения, указывает Улугбек Мирзамухамедов.
«В последние годы в регионе значительно ускорился процесс опустынивания. Красноречивым примером служит судьба Аральского моря, которое из-за недальновидной политики советских руководителей пересохло за считанные десятилетия, а на обнажившемся дне сформировалась новая пустыня. Сегодня президент Узбекистана прилагает большие усилия для решения этой проблемы. К примеру, в рамках реализуемой совместно с ООН инициативы Green Aral Sea на высохшем дне моря было высажено 80 000 саженцев саксаула. Однако пока из-за опустынивания все еще случаются пыльные бури. Между тем, любое загрязнение воздуха несет угрозу работе дата-центров», – говорит бизнесмен.
Еще одно необходимое условие для работы ЦОДов – вода, продолжает предприниматель. «В 2025 году системы искусственного интеллекта потребили от 312,5 до 764,6 миллиарда литров воды – это эквивалент годового объема потребления всей глобальной индустрии бутилированной воды. Такой масштабный расход связан с испарительным охлаждением, необходимым для отвода тепла при интенсивных вычислениях», – поясняет Улугбек Мирзамухамедов. При этом Центральноазиатский регион только в силу своего географического положения испытывает недостаток водных ресурсов, напоминает инвестор.
Улугбек Мирзамухамедов считает, что за ИИ – будущее не только Узбекистана или Центральной Азии, но и всего человечества. Введение в строй новых дата-центров позволит защитить технологический суверенитет, а в будущем – экспортировать вычислительные мощности в соседние страны, уверен он. «Тот, кто осознает значение ИИ раньше других, получит неоспоримое преимущество в новом мире, это покроет любые инвестиции», – резюмирует бизнесмен.

