Появятся ли российские деликатесы на прилавках Узбекистана по нормальным ценам? Это вопрос наверняка обсуждал заместитель министра сельского хозяйства РФ Сергей Левин на закончившейся второй Международной плодоовощной ярмарке в Ташкенте.
По его словам, Россия открывает свой рынок для поставок сельскохозяйственной продукции из солнечной республики, надеясь заменить Турцию, доверие к которой заметно упало после того, как военный самолет был вероломно сбит в Сирии. Уже в прошлом году поток томатов возрос в 3 раза, винограда – почти в 2 раза, яблок и груш – более чем в 30 раз, косточковых – более чем в 20 раз, прочих свежих фруктов – в 10 раз. Всего на 284,8 млн долларов. И это далеко не предел.
Ведь узбекские фермеры заметно потеряли позиции в России. Причина проста-санитарный контроль. То есть, нельзя было как при СССР приехать, скажем, в Новосибирск с готовой справкой из Термеза, что вся продукция безопасна и хорошего качества. Это решал уже местный инспектор из всесильной СЭС.
В настоящее время пока в тестовом режиме заработал «зеленый коридор» для продукции из Узбекистана, в полную силу он задействует к концу года. Символическую ленточку перережет, вероятно, прибывающий в конце сентября в Ташкент министр сельского хозяйства России Александр Ткачев. Но свои двери должен открыть и Узбекистан, игра в одни ворота больше не получится.
Не секрет, Узбекистан поставил на пути российских товаров высоченный шлагбаум из акцизов и пошлин. Из-за чего популярные «Аленка», «Россия», красная и черная икра, сыр «Костромской», грибы, масло из Вологды стали «кусаться» и превратились в недоступный товар для массового покупателя. Зато украинским товарам был дан зеленый свет…
Между тем, российский бизнес хочет поставлять в Узбекистан сахар, подсолнечное масло, зерно и муку, картофель, рыбу, мясо — словом, все вплоть до тульского пряника.
Этим, по идее должно заняться российско-узбекское предприятие между «Агро-Лайном» и «Узагроэкспортом». И хочется верить, что все это всерьез и надолго.