Почти восемь тысяч узбеков проживает нынче на Сахалине, восточной окраине России. Один из них Алишер Тойчиев. Вот что он рассказывает.
— Мой дед освобождал Сахалин от японских милитаристов. Об этом я случайно узнал от мамы. Видимо остров — это моя судьба, если спустя годы я приехал именно сюда и здесь остался.
Я живу на Сахалине с 2004 года. Спустя три года после приезда получил гражданство, еще через три возглавил местное представительство «Всероссийского конгресса узбеков и узбекистанцев»
Задачи у организации простые — популяризировать культуру и помогать своим. Сегодня в области проживает от 7 до 8 тысяч узбеков. Есть сезонные приросты и сезонная убыль — кто-то приезжает, кто-то уезжает. Узбеки в основном заняты в сфере услуг и торговле. Есть ребята, которые в нефти работают, в «Эксоне» переводчиками.
Раньше не было препятствий — миграционных, национальных, паспортных. Мы были единым государством и народом. Советскими людьми. Ездили стройотрядами на БАМ, ребята из разных республик дружили между собой. Да, была идеология, но она помогала.
На Сахалине не так уж холодно. Все-таки остров находится в южной акватории. Теплее здесь и от людей — они мягкие и доброжелательные. Да и чиновники довольно человечные — во многих вопросах идут навстречу. Тут жить намного проще, чем в других регионах России.
Сахалин сам по себе привлекает — кругом море, в море рыба, красивая природа вокруг. Не знаю, что будет завтра, но я не против встретить здесь старость. Сколько пытался уехать, были предложения, но как-то не получилось. Тянет сюда.
Очень благодарен Сахалину за то, что он стал мне вторым домом. Я получаю большое удовольствие от жизни здесь и вижу перспективы. Хочу, чтобы все жили в мире и согласии.