35 лет назад в СССР решили отказаться от «поворота рек» в сторону Средней Азии. Можно ли восстановить проект? Вот что считает руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян.
Ученый напомнил, что в эпоху СССР речь шла о том, чтобы забрать у реки всего 6% годового стока и пустить воду главным образом в Узбекистан. Самым упорным толкачом проекта был Шараф Рашидов. Никто и не думал спасать Арал, уже тогда почти погибший. Амударья и Сырдарья практически до капли разбирались на поливы бесконечных хлопковых плантаций.
Воду из Оби должны были брать у Ханты-Мансийска, длина канала была равна 2550 км, ширина — до 200 м, глубина — до 16 м, а общий объём переброски — 27,2 кубокилометра в год. Это треть всего стока двух самых больших рек Средней Азии.
Вся воды предназначалась для новых массивов целины и на новые города, поселки. Часть транзита досталась бы Кургану и Оренбургу. Все, напоминает Данильян, затевалось ради хлопка.
Примечательно, что ещё в XIX веке сама идея была озвучена киевским школьником, всерьёз о ней задумались в 1930-е годы большевики. При Брежневе на проект были брошены около 100 НИИ. Это была грандиозная затея, стройка обещала стать крупнейшей в истории СССР. Планировалось даже применять атомные взрывы, но после того как об этом узнали на Западе, от такого метода отказались.
Наконец, в 1983 году в Госплане состоялась экспертиза проектов. И сразу начались тяжелые споры.
С критикой обрушились математики и географы: академик Владимир Котляков, Сергей Залыгин, редактор «Нового мира», он, кстати, был кандидатом технических наук по гидротехническому строительству.
По тогдашним ценам, проект стоил под 20 миллиардов рублей, тогда доллар стоил 60 копеек. Это колоссальные средства даже для СССР.
В феврале 1984-го умер Андропов, Черненко лишь выжидал, Шараф Рашидов ушел из жизни, у Горбачева уже были свои планы. Для него критика проекта была спасением-сохранил хорошую мину при плохой игре. Никто не признал, что нет денег. Все списали на недостаточность научного обоснования.
По подсчетам Данильяна, сегодня такой проект потребует только на главный канал где-то полтора триллиона долларов. Плюс вся разводка, водохранилища, а это уже триллион.
Ясно, что взять такие деньги негде.