18+
29 Марта 19:08
Вести.UZ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь

Загорится ли в России звезда Севары Назархан?

Признанная Западом узбекская певица пытается пробиться на российскую эстраду, а заодно вновь вернуть любовь зрителей у себя на Родине. 

 

 

 

…Это был самый трогательный эпизод отборочного этапа шоу “Голос”. Звучит песня Лары Фабиан JeT”aime. Из четверых судей-наставников, сидящих, согласно правилам шоу, спиной к исполнителю, первой – через 20 секунд – поворачивается Пелагея. На ее лице – шок.

 

Она знает девушку, поющую на сцене. Песни Севары Назархан есть у нее в телефоне.

 

 

Севара – лидер в своем направлении, в жанре, который может быть условно назван “популярная этника”. Видно, что Пелагея не верит своим глазам. Признанный во всем мире мастер участвует  в эстрадном телеконкурсе наравне с людьми с улицы?!

 

На исходе второй минуты на кнопку жмет Леонид Агутин. “Что, Леня, талантом запахло?” – комментирует за кадром ведущий шоу Дмитрий Нагиев.

Следом реагирует Дима Билан. Александр Градский потом скажет, что не стал поворачиваться, потому что узнал голос и понял, что Севара должна быть в команде Пелагеи.

 

Леонид Агутин говорит, что не знает Севару, но покорен. Пелагея говорит, что мечтает записать с Севарой дуэт, и сразу предлагает композицию с непременными этническими переливами.

 

Севара выбирает Леонида Агутина. Пелагея плачет.

 

В эту минуту становится видно, какими же все-таки странными путями попадает к россиянам музыка. Пелагея боготворит Севару как коллегу по фольклорному цеху. Градский ценит тембр. Билан явно не в материале, лепечет что-то типа “вы очень теплый, застенчивый человек”.

 

Страна узнает певицу, которая вообще-то всегда здесь, рядом, только и делает в последние годы, что пробивает здешние стены. “Голос” в этом смысле похож на революцию. Заявлено, что судят не по внешнему виду, а по вокальным данным. Хотя внешностью Севару Аллах тоже не обидел.

 

Севара Назархан родилась в Андижане, узбекском городе, в котором появились на свет основатель государства Великих Моголов Бабур и оперировавший Бориса Ельцина кардиохирург Ренат Акчурин, в городе, ставшем знаменитым на весь мир по печальному поводу – из-за исламистских беспорядков 2005 года.

 

Музыка у Севары Назархан в крови. Ее отец был певцом, работавшим в классической узбекской традиции. Мать преподавала игру на народных струнных инструментах. Севара начинала выступать в составе женского эстрадного квартета Sideris, который объездил с гастролями весь Узбекистан. В интернете до сих пор можно найти реплики очевидцев этих концертов: люди запомнили, как Севара пела без микрофона.

 

Индивидуальный стиль Севары на раннем этапе ее сольной карьеры неотделим от старинной узбекской лютни – дутара, под аккомпанемент которой она в конце 1990-х выступала в популярном ташкентском кафе “Такси Блюз”. Севара изучала вокал в консерватории, а на рынках уже продавались кассеты с ее записями.

 

Первый международный релиз Севары Yo”l Bo”lsin осуществила звукозаписывающая компания Питера Гэбриела Real World, а спродюсировал альбом французский композитор Гектор

 

Зазу. Севара вспоминала позже: “Гектор начал есть, пить и одеваться, как узбек”.

 

На тот момент это был один из самых эффектных международных проектов, созданных артистами с территории бывшего СССР. При активном содействии Питера Гэбриела Севара сделала достоянием мировой музыкальной индустрии старинные узбекские песни, в которых увлеченные world music меломаны, помешанные на Нусрате Фатех Али Хане, опознавали отголоски персидских и суфийских мотивов.

 

Рассказы о молодой узбечке, которая “поет у Гэбриела”, просочились в русскую прессу, Севарой заинтересовались здешние клубы и фестивали, и, в конце концов, информационные вибрации материализовались в виде вокальных партий на альбоме группы “Аквариум” “Сестра Хаос” (2002), выпущенном с большой помпой к 30-летию группы.

 

 “Севару мне привел Аллах”,- сказал Борис Гребенщиков. Голос Севары прозвучал в песнях “Брод” и “Нога судьбы”. А в 2004 году станция BBC Radio 3 удостоила Севару Назархан награды в области world music как “лучшего азиатско-тихоокеанского артиста”.

 

Следом за Yo”l Bo”lsin Севара выпустила более урбанистический диск Sen (2007), продемонстрировавший все, чему певица научилась в Англии. И все равно она осталась нишевым явлением, далеким от мейнстрима. В Россию ее приглашали либо подпеть БГ, либо украсить собой какое-нибудь этнофольклорное событие, либо выступить в маленьком клубе.

 

Севара Назархан не просто говорит по-русски без акцента, она, выпускница русской школы, говорит на каком-то дистиллированном профессорском русском. Да еще прекрасно знает русскую поэзию, которая, собственно, стала стимулом к созданию русскоязычного альбома проекта “Севара и Эльф” “Так легко” (2010), выпущенного компанией EMI/Gala.

 

Началось все со стихотворения Иосифа Бродского “Прощайте, мадемуазель Вероника”, которое Севара нашла в сборнике на даче друзей в Переделкино. Стихотворение стало песней “Доброй ночи”. Другие тексты для альбома написали Вадим Степанцов, Карен Кавалерян и Борис Гребенщиков, а в качестве ударного сингла был выбран номер “А он не пришел” авторства Сергея Михалка из “Ляписа Трубецкого”. Эта песня, аранжированная в Англии с отдаленным намеком на группу Moloko, оказалась полнейшей сенсацией на фоне прочей русскоязычной поп-музыки. И, конечно, не попала ни на одну из топовых радиостанций, несмотря на остроумное использование “дворовых” гармоний и лексики.

 

– Альбом в каком-то смысле опередил свое время,- комментирует ведущий специалист отдела маркетинга EMI/Gala Сергей Макаров.- Сейчас, когда есть феномен Ивана Дорна или группы Pompeya, массовых артистов с прозападным музыкальным мышлением, песни Севары, возможно, нашли бы больше слушателей. А тогда материал альбома оказался все же слишком сложным для нашей консервативной музыкальной индустрии, в особенности для радиостанций, которые ко всему новому относятся настороженно.

 

Правда, некоторые радиодеятели все же на феномен Севары отреагировали. Прежде всего, это была Алла Пугачева, которая как раз в этот период увлеченно рулила FM-станцией имени себя. Надо отдать должное певице, она действительно искала новые таланты и регулярно звала к себе в эфир молодых артистов. Севару она пригласила на интервью спустя неделю после того, как к ней в руки попал диск “Так легко”. Эфир госпожи Пугачевой состоял из одних дифирамбов в адрес Севары, которые она продолжала повторять уже в своих собственных интервью. Но и авторитет всенародной звезды в корне ситуацию не переломил. А вскоре закрылось и само радио “Алла”.

 

Русские песни Севары, в первую очередь “А он не пришел”, регулярно крутил диджей Федор Фомин, задававший тон столичной клубной жизни своими сетами в баре “Симачев”. Мастер создавать тренды, Федор самоотверженно продвигал песню, которая ритмически явно отличалась от всего, считающегося популярным в стране, где верхом продюсерского мастерства полагают аранжировки “Винтажа” и “Гостей из будущего”. Господин Фомин продолжил бороться за Севару, заняв пост программного директора радиостанции Ru.fm, пропагандирующей нестыдную и веселую русскоязычную музыку. Но и он не смог раздуть тлеющие угли.

 

В конце концов, как говорят цинично настроенные продюсеры, если тебя нет на “Русском радио”, значит, тебя нет в стране. Может быть, ты есть в Москве, может быть, в интернете, но для нации ты пустое место.

 

Теперь нация увидела, как на самом Первом канале персонажи самого популярного шоу рвут Севару друг у друга из рук. Кто-то решил, что Севаре стоит дать еще один шанс. Кто-то постановил, что присутствие в шоу профессионала мирового уровня добавит программе очков,- звучит удивительно после того, как радиостанции не дали альбому “Так легко” ни шанса.

 

Нынче Таким же образом, через Первый канал, Севара попадет и в телеприемники земляков-узбеков, которые давно ничего о ней не слышат.

 

Нынче  Севара вместе с семьей снова осела в Англии. Новый альбом, который заканчивает записывать Севара, создан при участии Пола Коркетта, звукорежиссера The Cure, Placebo и Бьорк. Севара снова проживает две жизни. Одну – в понятной творческой среде, которая в состоянии оценить ее по достоинству и обеспечить работой. Другую – в непрекращающемся стремлении доказать, что хорошее должно быть доступным.

 

Борис Барабанов, «Огонек»

quot;Times New Roman

Telegram Вести.UZ Подписывайтесь на канал Вести.UZ в Telegram

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности