Амбициозную задачу воспитания нового законопослушного человека поставил Шавкат Мирзиеев, выступая по случаю 27-й годовщины Конституции Узбекистана.
Президент страны, напомню, подчеркнул, что «…какие бы совершенные законы мы ни создавали, какие бы реформы не проводили, если у наших граждан не будет достаточно правовых знаний и культуры, мы не сможем достичь ожидаемых результатов. Конституция должна стать для нас настоящим кодексом жизненных норм и правил, полностью гарантирующим все права и свободы, проникнуть в сознание и сердце каждого гражданина. Глубокое изучение и понимание Основного закона, неукоснительное соблюдение его требований – священный долг каждого из нас».
В докладе Президент поставил перед всеми, и, в первую очередь, перед школой задачу добиться от выпускников «железного» уважение к законам государства и нетерпимость к правонарушителям. И это вполне реально.
В настоящее время творческой группой, состоящей из опытных юристов, правовоедов и учителей-практиков при Национальном центре Республики Узбекистан по правам человека, возглавляемой академиком, д.и.н., проф. А.Х. Саидовым, уже проделана значительная работа по усовершенствованию программы правового обучения и воспитания учащихся и подготовлен целый спектр пособий. Это «Я и мои права» для детей дошкольного возраста, «Азбука Конституции» для учащихся 1 — 4 классов и методическое пособие для учителей, а также рабочие тетради для учеников с 1-го по 4-е классы; «Путешествие в мир Конституции» для учащихся 5-7 классов и методическое пособие для учителей; «Основы конституционного права» для учеников 9 класса и методическое пособие для учителей; словарь-справочник терминов «Конституция Республики Узбекистан» с 1-го по 11-е классы. Впервые в республике подготовлена «Иллюстрированная Конституция Республики Узбекистан».
При этом в предлагаемых пособиях даны дифференцированные задания с учетом индивидуальных особенностей детей. Задания различной степени сложности позволят учителю осуществлять индивидуальный подход на уроках. Все построено таким образом, чтобы они постоянно обращались к своему, пусть не большому, но личному опыту. Применена многофункциональность и красочность иллюстративного ряда.
Такой подход способствует общему развитию детей, формирует образное и аналитическое мышление, расширяет кругозор, обогащает словарный запас, помогает использовать знания на практике.
Особое внимание в пособиях уделено словарной работе, позволяющей расширить не только лексический запас учащихся, но и их применение на практике. Значение незнакомых слов раскрыто в рубрике «Словарь правовых терминов». Для расширения знаний и представлений об изучаемом периоде в рубрике «Это интересно!» даются дополнительные сведения.
При составлении пособий по изучению Конституции учтены психологические и интеллектуальные возможности школьников соответствующего возраста. Материал пособия структурирован так, что учтены время на его изучение на уроке, последовательность и логичность построения текста, фокусировка на главном; используются шрифтовые выделения определений, выводов, вопросов, познавательных или ситуационных заданий и т.д. При этом вопросы и творческие задания составляют большую часть пособий.
Одна из главных особенностей этих пособий – наличие компетентностного подхода с целью формирования способности учащихся к накоплению личного социального опыта, формированию у него умения оценивать явления и события окружающей действительности, умению определять свое место в обществе, формировать отношение человека к миру, к себе, к людям, с которыми он живет, и к государству.
В настоящее время коллектив авторов трудится над созданием учебных пособий электронного формата: создан понятный интерфейс, учтена возможность быстрого поиска информации в пособии, создана поддержка технологии автоматической загрузки и обновления пособий. Навигация по параграфам учебных пособий позволяет перейти к нужному разделу, теме, странице. Высокое качество отображения текста и иллюстраций позволяет ученикам масштабировать страницы пособий под удобный формат работы.
Как показала практика, использование учебников в электронной форме приводит к повышению уровня мотивации обучающихся. Такие пособия делают процесс обучения более интересным и полезным, повышают уровень понимания и запоминания материала. В них есть возможность дать больше разъяснений и подсказок. В результате ученики получат глубокие знания по предмету, чему способствует обширная база мультимедиа контента, галереи и удобство его использования: удобная навигация, инструменты изменения размера шрифта и др.
Таким образом, вся эта работа направлена на то, чтобы, как сказал Ш. Мирзиёев: «…мы должны сформировать такую среду, в которой все без исключения, будь то министры, хокимы или рядовые граждане, хорошо знали бы Конституцию и законы, правильно организовывали их исполнение, и в первую очередь сами строго соблюдали их. Иными словами, уважение к Конституции и законам, правовое сознание и культура должны стать правилом жизни для каждого гражданина и критерием деятельности каждого должностного лица».
какие первоклашки?
какая конституция?
Артыкходжаев лучше всех объяснил и насчет конституции и насчет проституции…))
У нас есть конституция? А я думал что ее нет. Зачем ее учить если она не соблюдается. Вот учит, учит ее ребенок, а по жизни получается что зря ее учит зачем она нужна если она не работает. Пусть лучше введут новый предмет «Коррупция и корупционные связи» и учат как и кому давать и брать взятки. А то выучат на свою голову и придется потом жить по закону властям. Вам же только хуже будет.
Я всю жизнь считал, что воспитанием детей занимаются только родители! Школа и общество постольку поскольку…А если между родителями идут только одни разговоры о том, где взять деньги на образование, на лечение, на жилье и еду, ребенок будет зацикливаться только на этих проблемах! В первую очередь поднять уровень жизни людей! При этом ни одна партия не берется это решить! Одними чаянями президента это никогда не решится…Если чиновники любого ранга будут сами строго соблюдать конституцию и закон все само встанет на свои места…
Какая конституция ???? Кругом коррупция и взятничество, а ещё «таниш».
А конституция только на бумаге, или работает в том случае , когда народ должен, а не когда народу должны.
По-моему, знание конституции дает человеку возможность понять, когда именно его права ущемляются (там ведь все правильно написано). А если ты понимаешь, что на тебя наезжают, то и слюну накопить можно для обидчика. Вот бы еще механизм был действенный для защиты попранных конституционных прав.