Ровно 30 лет назад в СССР состоялся первый и последний референдум. 17 марта 1991 года народ однозначно высказался за сохранение Советского Союза.
Он был вызван тем, что перед этим прибалтийские республики, армяне, грузины и молдаване провозгласили свои независимости. Тогда Горбачев поставил вопрос о сохранении обновленного, но единого государства. 24 декабря 1990 года на IV Съезд народных депутатов СССР решение о референдуме принял.
Напомним, первым о новом СССР заговорил главный «идеолог» Александр Яковлев. Он вбросил тему превращения Союза в конфедерацию уже в начале 1990 года. Отсюда и вспыхнул сепаратизм. Его знамя подняла Россия во главе с Ельциным. 12 июня 1990 российский Съезд народных депутатов принял декларацию о государственном суверенитете РСФСР за — 907, против — 13, воздержалось — 9. И это был самый страшный удар по Горбачеву и будущему СССР.
Горбачев боролся до конца. После 28-го съезда КПСС (июль 1990 года) он ввел в Политбюро всех первых секретарей республиканских компартий, убрав «предателей» в лице Лигачева и Яковлева.
Это, впрочем, не остановило «парад суверенитетов». 16 июля 1990 года декларацию приняла Украина, 27 июля — Белоруссия, 22 августа – Туркмения и так далее по всему списку.
Тем не менее, Съезд народных депутатов СССР принял концепцию нового Союзного договора и проголосовал за сохранение Союза «как обновлённой федерации равноправных суверенных республик». И вынес вопрос на референдум.
Он звучал так: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?».
И ответ, всем, казалось, ясен.
В ответ власти Грузии, Латвии, Литвы, Молдавии, Армении и Эстонии отказались от референдума. Но под нажимом Москвы там все равно проголосовали более двух миллионов человек.
17 марта грузинские войска даже атаковали Цхинвал, чтобы помешать осетинам голосовать. Не помогло. Там против сохранения СССР были лишь 9 человек.
Самое подлое, что нынче грузины зовут сепаратистами осетин и абхазцев, в Молдавии так оскорбляют приднестровцев, на Украине- крымчан и жителей Донбасса. То есть нам можно-вам нельзя.
Бомбу под референдум подложил Ельцин. Он внес в бюллетень второй вопрос — о введении поста президента России. Однако россияне ловушку не разглядели: 71% жителей проголосовали за Союз.
Уже тогда против были на Западенщине, хотя большинство украинцев опять-таки отдали голоса за Союз.
В других республиках результаты были сверх убедительными: от 83% в Белоруссии до 98% в Туркмении.
Казалось, у Горбачева появился мандат на «восстановительные работы». Непокорные республики он был намерен проучить, отрезав от дотаций «проклятого Центра». Но все похоронил путч в августе 1991 года. Который, между прочим, опирался на результаты референдума от 17 марта.
Дальше был крах. Когда все расчеты между новыми государствами в начале 1992 года перевели в доллары, а «зеленых» ни у кого не оказалось, обвал экономики и нищета всем открыли глаза на ценность Союза. Но было уже поздно.
Вывод однозначен. СССР похоронили не народы, его населявшие. Так захотели их элиты. И они, надо признать, неплохо устроились. Сегодня они делают вид, что референдума 17 марта 1991 года как бы и не было…
Я в августе 91- го года находился в Москве. Видел путчи сборище возле Белого дома, выступление Ельцина и многое другое. Беседую с народом, я понял народ верит т.н. демократам в лице Ельцина, и думает , что Москва кормит всех (хотя в действительности было наоборот). И, вот появились независимые государства. Кому стало хорошо, а кому нет, судить каждому самому.